Налоговая инспекция привлекла организацию и ее генерального директора к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции. Основанием для привлечения к ответственности послужила реализация алкогольной продукции при отсутствии в прейскуранте емкости бутылки и цены за 100 или 50 граммов. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 16 марта 2006 г. N 09-24/20640

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.

Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 N 987 утверждены Правила продажи алкогольной продукции (далее - Правила), которые регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции. Указанные Правила утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.02.2006 N 80. В настоящее время применяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (в ред. от 08.02.2006).

В соответствии с п. 14 Правил при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин в розлив в ценнике указываются наименование и цена за 1 литр и 0,1 литра. На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов.

Согласно п. 3 ст. 26 Закона N 171-ФЗ должностные лица организаций и граждане, нарушающие требования данного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Как следует из представленных материалов, в кафе, принадлежащем организации, при реализации алкогольной продукции в прейскуранте не была указана емкость бутылки (аперитив, виски, бурбон, джин, портвейн), а также цена за 100 или 50 граммов (вина США, Чили, ЮАР, Китая, Италии, Испании).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

В данном случае организация не приняла все зависящие от нее меры, а генеральный директор организации не исполнил свои обязанности по соблюдению указанных выше требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции и Правил розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, а также копией меню кафе.

Таким образом, привлечение организации и ее генерального директора к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ правомерно.

Руководитель Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Н. В.СИНИКОВА

16.03.2006