В 2000 г. организации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам, а также начисленным пеням и штрафам. Организация полностью погасила задолженность по налогам согласно графику и приступила к погашению реструктурированной задолженности по пеням и штрафам. Однако организацией не были в полном объеме уплачены текущие платежи, вследствие чего налоговыми органами в июле 2005 г. было принято решение о прекращении действия реструктуризации. В настоящее время (февраль 2006 г.) задолженность по текущим платежам погашена. Организация просит рассмотреть вопрос о возможности списания пеней и штрафов или предоставления отсрочки их уплаты в течение 3 лет

Ответ: Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций производится при погашении ими в течение соответственно двух или четырех лет половины или полной суммы задолженности, реструктурированной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Порядок), при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей.

Поскольку организацией не в полном объеме были уплачены текущие платежи по федеральным налогам, налоговым органом было принято решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности в отношении указанной организации.

Организация имела право на восстановление реструктуризации, но не воспользовалась им. В соответствии с п. 7 Порядка (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 818) право на реструктуризацию сохраняется для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято с 1 января по 1 ноября 2002 г., по ее заявлению, поданному до 31 декабря 2002 г., и для организации, в отношении которой решение о прекращении осуществления реструктуризации принято после 1 ноября 2002 г., по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденным в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для списания задолженности данной организации по пеням и штрафам не имеется.

Что касается отсрочки, то в соответствии с п. 5 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 Кодекса.

Дополнительно сообщаем, что согласно п. 1 ст. 63 Кодекса органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Перечень документов, представляемых налогоплательщиком при обращении с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов, а также пеней, утвержден Приказом ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени".

Одновременно обращаем внимание на то, что согласно п. 1 ст. 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных п. 2 настоящей статьи, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

М. А.Северова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

16.03.2006