Каким образом учесть в целях налогообложения при применении УСН и отразить в книге учета доходов и расходов затраты на покупку нежилого помещения, которое было приобретено на средства организации, на заемные и кредитные средства? Заемные средства получены от физического лица сроком на год без процентов. Кредитные средства - сроком на три года под проценты. В настоящее время помещение реконструируется, приводится в надлежащий вид для его эксплуатации, планируется расположить в нем офис. Помещение куплено и оплачено в мае 2013 г., право собственности зарегистрировано в июне 2013 г

Ответ: Затраты на приобретение помещения, а также на его реконструкцию можно будет учесть в составе расходов при применении УСН с момента ввода его в эксплуатацию независимо от источника приобретения, при этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. Организации необходимо будет заполнить разд. I "Доходы и расходы" и разд. II "Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за отчетный (налоговый) период" книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, после соблюдения условий, предусмотренных ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу могут учитываться расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. п. 3 и 4 данной статьи НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ названные расходы учитываются в периоде ввода основных средств в эксплуатацию и отражаются в налоговом учете в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм, что указано в пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. При этом данные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

В течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Из абз. 9 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ следует, что, если право собственности на основное средство подлежит государственной регистрации, затраты учитываются в расходах с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Таким документом служит расписка, выдаваемая территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на основании п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Таким образом, учесть расходы на приобретение вышеуказанного помещения и его реконструкцию в целях налогообложения можно при одновременном выполнении следующих условий:

- основное средство оплачено;

- работы по реконструкции основного средства завершены и оплачены;

- основное средство введено в эксплуатацию;

- основное средство используется для осуществления предпринимательской деятельности;

- есть документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию прав.

Аналогичные разъяснения даны Минфином России в Письме от 24.07.2013 N 03-11-11/29209.

В рассматриваемом случае одно из условий не выполнено: основное средство не введено в эксплуатацию, следовательно, расходы на его приобретение будут приняты в целях налогообложения после завершения реконструкции и ввода в эксплуатацию.

Так, к примеру, если нежилое помещение введено в эксплуатацию в августе 2013 г., при расчете налоговой базы его стоимость необходимо будет учесть равными долями на 30 сентября и 31 декабря 2013 г. (см. также Письмо ФНС России от 27.02.2010 N 3-2-11/6@).

При этом НК РФ не содержит положений об учете в составе расходов при налогообложении затрат на приобретение объектов основных средств в зависимости от источника их приобретения. Поэтому не имеет значения, за счет каких средств - собственных или заемных - они приобретены, важно, чтобы расходы были экономически обоснованны и документально подтверждены. Данные выводы подтвердил Минфин России в Письме от 13.01.2005 N 03-03-02-04/1/2.

Налогоплательщику необходимо будет заполнить разд. I "Доходы и расходы" и разд. II "Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за отчетный (налоговый) период" книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Кроме того, абз. 6 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что первоначальная стоимость основного средства, созданного или приобретенного при применении упрощенной системы налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, формируется по правилам бухгалтерского учета. Поэтому часть процентов по кредиту будет включена в первоначальную стоимость помещения (п. п. 7, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н)).

И. В.Разумова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

03.10.2013