Отдельные правомочия собственника приватизированного предприятия
(Нефедов Д.)
("Хозяйство и право", N 2, 1996)
Текст документа
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОМОЧИЯ СОБСТВЕННИКА
ПРИВАТИЗИРОВАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Д. НЕФЕДОВ
Д. Нефедов, ассистент кафедры коммерческого права Санкт - Петербургского госуниверситета, кандидат юридических наук.
Несовершенство приватизационного законодательства уже не раз было предметом критики в различных публикациях и выступлениях юристов. Неоднозначность в понимании отдельных его положений нередко на практике порождает ошибки и недоразумения.
Одной из проблем является определение объема правомочий собственника приватизированного предприятия. Рассмотрим спорный вопрос: принадлежит ли собственнику приватизированного предприятия безусловное право на выкуп занимаемого им нежилого помещения, если покупка состоялась не в процессе приватизации, а в результате вторичной продажи этого предприятия?
Достаточно распространенной является точка зрения о том, что реализуемое в процессе приватизации предприятие - это только имущество. После того как имущество путем приватизационных процедур было реализовано, оно теряет качество приватизационного и дальнейшая его продажа происходит уже в соответствии с общими правилами гражданского законодательства о реализации обычного (а не приватизационного) имущества.
Сторонники этой точки зрения рассматривают права участвующих в приватизации лиц на заключение договора аренды помещения, занятого предприятием, и право на его выкуп как льготу, которая предоставляется государством только тем, кто непосредственно участвовал в приватизации. Отсюда и вывод о том, что в результате вторичной продажи предприятия его новый приобретатель теряет льготы на выкуп нежилого помещения.
Представители другой точки зрения, которую разделяет и автор, считают, что право на выкуп нежилого помещения, как и право на аренду помещения, занятого предприятием, является не абстрактной льготой, а безусловным гражданским правом любого собственника вне зависимости от его участия в первоначальной процедуре приватизации. Причем это право по усмотрению собственника может быть в любой момент реализовано им в требовании к государству - заключить договор аренды или купли - продажи нежилого помещения. Аргументам в пользу этих положений и будет посвящено дальнейшее изложение.
Законодательство о приватизации занимает особое место среди других гражданских норм, что специально отмечено в ст. 217 нового Гражданского кодекса. Специфика правоотношений, возникающих в этой области, обусловлена особенностью их объекта и субъектов, поэтому ответ на поставленный вопрос может быть найден только в результате анализа, с одной стороны, качеств предприятия как особого объекта таких сделок и с другой - статуса собственника предприятия.
* * *
В соответствии со ст. 1 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" в качестве объекта приватизации рассматривается предприятие как совокупность его материальных и нематериальных активов. Кроме того, в ст. 132 ГК РФ говориться о том, что "в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества... включая... права требования... и другие исключительные права...".
Таким образом, совершенно очевидно, что предприятие как объект сделки - это не только его имущество, но и особые исключительные права данного предприятия, его нематериальные активы. Одним из очевидных примеров является право на аренду помещения, где это предприятие располагается, и право на его выкуп. Права на аренду и выкуп являются неотъемлемой частью предприятия как имущественного комплекса или, если быть точнее, имущественно - правового комплекса. В этом смысле совершенно логична норма ст. 28 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации": покупатель государственного или муниципального предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей. Речь идет о том, что приобретатель приватизированного предприятия вместе с его имуществом одновременно получает весь имущественный комплекс предприятия полностью.
Поэтому закономерно, что новый собственник предприятия, приобретающий его не в процессе приватизации, а в результате вторичной продажи, также становится обладателем прав на аренду и выкуп, поскольку объект как первоначальной сделки (в процессе приватизации), так и последующей (вторичная продажа) один и тот же - предприятие, единый имущественно - правовой комплекс.
Если даже следовать этим выводам, права на аренду и выкуп нежилого помещения являются качеством объекта таких сделок, гражданским правом любого собственника приватизированного предприятия, а не льготой, предоставляемой государством участникам приватизации в качестве административного акта.
* * *
Специфика объекта приватизационных правоотношений неразрывно связана со спецификой их субъективного состава. Так, в п. 2.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года, говорится о том, какие лица могут осуществить право на аренду и выкуп помещений, занятых приватизированными предприятиями.
В первом случае это физические и юридические лица, ставшие собственниками приватизированных государственных и муниципальных предприятий на аукционе (по конкурсу). Во втором случае право на выкуп нежилого помещения принадлежит гражданам и предприятиям, если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона. Формулировки этих нормативных актов в определении субъектов, получающих такое право, различны, однако смысл их одинаков: права на аренду и выкуп нежилых помещений имеют только те, кто непосредственно участвовал в конкурсе или аукционе. Такой вывод, следующий из приведенных норм, неверен и объясняется только несовершенством законодательства, однако он сразу был взят на вооружение теми, кто рассматривает права на аренду и выкуп лишь как льготу государства.
Эта точка зрения порождает ряд неверных выводов, например, о том, что объектом приватизации является не предприятие как имущественно - правовой комплекс, а только его имущество. Но в таком случае неясно, кто же является собственником нематериальных активов предприятия в случае его вторичной продажи. Если в процессе приватизации продано все предприятие, а второй раз реализовано только его имущество без имущественных прав, можно прийти к абсурдному выводу о том, что участник конкурса (аукциона), реализовав предприятие второй раз, оставил за собой права на аренду и выкуп помещения.
Такая позиция абсолютно нелогична. Последний собственник приватизированного предприятия (если первоначально предприятие было продано по конкурсу (аукциону) обязан соблюдать условия, на которых предприятие было выкуплено, в частности условия об объеме и профиле производимых предприятием услуг, товаров. Однако при названных выше условиях последний собственник предприятия не может их выполнять, поскольку он не получил для этого главного - помещения.
Недостатки в формулировании указанных норм законодатель в полной мере исправил принятием Указа Президента РФ от 22 июля 1994 года, которым утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, где говорится, что право на приобретение в собственность сданных в аренду помещений предоставляется лицам, ставшим собственниками приватизированных предприятий (п. 4.5).
Особенностью этой нормы является то, что законодатель теперь однозначно предоставляет право на выкуп нежилого помещения любому собственнику приватизированного предприятия. Дополнительное качество таких собственников - необходимость их непосредственного участия в конкурсе (аукционе) - законодателем не рассматривается.
Однако и п. 4.5 иногда неверно истолковывается. В частности, высказывается мнение, что речь идет только о приватизируемых предприятиях, то есть тех, которые реализуются непосредственно по конкурсу (аукциону). Объектом же второй продажи является не приватизируемое предприятие, а просто предприятие и потому на последнего собственника норма п. 4.5 не распространяется.
Для критики такой позиции необходимо воспользоваться методом текстуального толкования законодательства. Так, следует обратить внимание на то, что в п. 4.5 говорится не о приватизируемых, а о приватизированных предприятиях, то есть о тех, которые уже приватизированы. Следовательно, п. 4.5 распространяется на вторичную продажу предприятия.
Дальнейшее текстуальное толкование п. 4.5 также позволяет прийти к этим выводам. В частности, эта норма говорит о том, что право на приобретение в собственность сданных в аренду помещений предоставляется лицам, ставшим собственниками приватизированных предприятий. В свою очередь, определение того, что такое приватизация вообще, дается в ст. 1 Закона " О приватизации государственных и муниципальный предприятий в Российской Федерации". Приватизация государственных и муниципальных предприятий - это приобретение различными лицами у государства в частную собственность предприятий и т. д. Таким образом, если говорить о приватизированных предприятиях (в прошедшем времени), то это не те предприятия, которые приватизируются, а те, которые уже приватизированы.
Итак, п. 4.5 читается следующим образом: право на приобретение в собственность сданных в аренду помещений предоставляется лицам, ставшим собственниками тех предприятий, которые были приобретены у государства в частную собственность.
Представленный здесь анализ субъектного состава и объекта конкретных приватизационных отношений позволяет сделать однозначный вывод о том, что права на аренду и выкуп нежилого помещения, занятого приватизированным предприятием, являются неотъемлемой составной частью имущественного комплекса предприятия, а потому реализуются вместе с предприятием.
Это правомочие не имеет ничего общего с льготой, предоставленной государством участвующим в приватизации лицам в разрешительном, административном порядке. Именно с этих позиций законодатель указывает на то, что право на выкуп нежилого помещения может быть реализовано всяким собственником приватизированного предприятия вне зависимости от того, приобрел ли он это предприятие непосредственно в процессе приватизации или путем вторичной продажи - покупки уже приватизированного предприятия.
------------------------------------------------------------------
Название документа