Основным видом деятельности организации, зарегистрированной 05.05.2005, является "выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки". Организацией понесены затраты, связанные с поднятием залежи, обработкой почвы, севом озимых. Так как к моменту создания организации агротехнические сроки сева яровых культур уже закончились, то готовая продукция и, соответственно, выручка от реализации отсутствуют. Других видов деятельности организация не осуществляет. Имеет ли организация право на применение льгот по транспортному налогу и ЕСН, предусмотренных для сельхозтоваропроизводителей?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: На основании пп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом налогообложения по транспортному налогу тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

В п. 17.3 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, разъяснено следующее.

Долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период. Стоимость произведенной в течение налогового периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложившихся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода. Налогоплательщик в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя представляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции. При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары. При непризнании лица сельскохозяйственным товаропроизводителем по истечении налогового периода транспортный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени на общих основаниях.

Что касается ЕСН, то п. 1 ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей установлены пониженные ставки по налогу.

В Письме ФНС России от 30.03.2005 N ГВ-6-05/239@ (изданном с учетом разъяснений Минфина России) указано на то, что для целей обложения ЕСН следует применять определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, данное в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (согласно ст. 1 этого Закона сельскохозяйственный товаропроизводитель - это, в частности, юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции).

При оценке произведенной сельскохозяйственной продукции нужно руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н. В соответствии с п. 203 Методических указаний готовая продукция может оцениваться в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете организации по фактической производственной себестоимости или по нормативной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции.

Как видим, положения НК РФ, устанавливающие льготы для сельскохозяйственных товаропроизводителей по транспортному налогу и ЕСН, не регламентируют каким-либо образом возможность/невозможность применения этих льгот вновь созданными организациями, которые в силу продолжительности производственного цикла не имеют (и не могут иметь) готовой продукции и, таким образом, формально не соответствуют понятию сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В то же время следует отметить, что, например, для целей гл. 26.1 НК РФ вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями (п. 2 ст. 346.3 НК РФ).

По нашему мнению, факт отсутствия у организации готовой продукции в рассматриваемой ситуации не является основанием для лишения ее права на применение льгот по транспортному налогу и ЕСН, если соблюдаются следующие условия:

а) основным видом деятельности организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, является сельское хозяйство;

б) понесенные затраты произведены организацией в рамках сельскохозяйственной деятельности (подробнее об этом см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2005 N А10-5843/04-Ф02-3172/05-С1).

В то же время нельзя исключить, что контролирующие органы будут придерживаться другого подхода к решению рассматриваемого вопроса, основываясь на формальном несоответствии организации понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя (из-за отсутствия готовой продукции).

В связи с этим организации, принявшей решение о применении льгот, надо быть готовой отстаивать свою позицию в арбитражном суде.

Возможно, организации окажется полезным ознакомиться с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2005 N А26-6893/04-24.

Т. А.Аушев

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

06.03.2006