Имущественные права граждан, пострадавших от политических репрессий

(Солопова Е.)

("Хозяйство и право", N 12, 1995)

Текст документа

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ

ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ

Е. СОЛОПОВА

Е. Солопова, специалист Министерства юстиции Российской Федерации.

Поступающие в Министерство юстиции России письма и обращения граждан, подвергшихся в прошлом необоснованным политическим репрессиям, свидетельствуют о том, что многие из них плохо осведомлены о своих правах на возврат незаконно конфискованного имущества.

Поскольку не только реабилитированные, но в ряде случаев и должностные лица, обязанные помочь невинно пострадавшим гражданам в восстановлении их имущественных прав, недостаточно хорошо ориентируются в юридических аспектах этой проблемы, представляется полезным обратить внимание на некоторые наиболее важные условия, правила и пути ее правового решения.

Прежде всего необходимо знать основные законодательные и вытекающие из них иные нормативные акты, определяющие, какие именно реабилитированные лица и при каких конкретно условиях имеют право на возврат или возмещение стоимости конфискованного имущества, какие меры принуждения признаются политическими репрессиями и какие граждане - пострадавшими от них.

Эти определения изложены в Законах Российской Федерации от 26 апреля 1991 года "О реабилитации репрессированных народов" и от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий".

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и перечислены категории таких лиц.

На приведенных выше актах и базируется комментируемое в данной публикации Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 926 ("Российская газета", 24 августа 1994 года).

Положением определены условия и правила возврата перечисленного в нем имущества гражданам - жертвам политических репрессий, в том числе гражданам, подвергшимся насильственному переселению в составе репрессированных народов, в отношении которых совершены незаконные действия по политическим мотивам на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, и реабилитированным в соответствии с законами от 26 апреля и 18 октября 1991 года.

Начнем с того, что во многих письмах авторы просят разъяснить разницу между конфискованным, изъятым и вышедшим иным путем из владения имуществом. Эти понятия не всем ясны, что затрудняет реализацию гражданами своих прав.

Конфискованным считается имущество, в отношении которого имеются указания в приговорах судов и решениях внесудебных органов.

Под изъятым понимается изъятое органами следствия имущество, в отношении которого не было судебных (внесудебных) решений о конфискации.

Имуществом, вышедшим из владения граждан иным путем, может быть имущество, оставленное, в частности, бесхозным в результате репрессирования его собственника или владельца, если в отношении этого имущества не было официальных решений о конфискации или изъятии.

Поскольку реабилитированные лица имеют теперь различное гражданство и проживают в разных республиках распавшегося СССР, немало вопросов возникает в связи с местом нахождения изъятого имущества и возможностью его возврата в зависимости от гражданства и места жительства реабилитированных.

Установлено, что право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории Российской Федерации имущество имеют граждане России, граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными органами, наделявшимися административными полномочиями, и впоследствии реабилитированные, независимо от того, где указанные реабилитированные лица были репрессированы и проживают в настоящее время.

Право на возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за имущество, конфискованное за пределами бывшего СССР, имеют постоянно проживающие на территории Российской Федерации необоснованно репрессированные по политическим мотивам лица, если конфискованное у них имущество было реализовано на территории России и решение о конфискации принималось советскими судебными и внесудебными органами.

В органы юстиции и к нотариусам обращаются также наследники реабилитированных граждан. Как быть в этих случаях? Здесь есть определенные исключения из общих норм наследования. Возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производятся наследникам по закону первой очереди в равных долях: детям (в том числе усыновленным), супруге (супругу) и родителям (усыновителям) умершего, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти. Как видим, не предусмотрено право наследования по закону наследниками второй очереди, а именно братьями и сестрами умершего реабилитированного, его дедом и бабушкой, не принята во внимание и возможность наследования по закону (при определенных Гражданским кодексом РСФСР обстоятельствах), внуками наследодателя.

Юристы могут, конечно, поспорить с такими установками, но, очевидно, законодатель исходил из того принципа, что имущество изымалось и конфисковалось, как правило, у членов одной семьи, связанных наследственными отношениями именно первой очереди.

Необходимо отметить, что наследники реабилитированных лиц освобождаются от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования.

Естественно, возврат конфискованного имущества возможен в тех случаях, когда оно сохранилось. Но не исключены и такие ситуации, когда имущество сохранилось, но не может быть возвращено по ряду обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Реабилитированным лицам возвращаются в натуре жилые дома, если они необходимы им и членам их семьи для постоянного проживания, но при условии освобождения занимаемых реабилитированными жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда.

Возмещение стоимости имущества производится с согласия реабилитированных лиц, если оно не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и количестве, на основании которых возможна оценка имущества.

В тех же случаях, когда факт конфискации имущества установлен, но отсутствуют или утрачены документы о его характере, состоянии и количестве, производится выплата денежной компенсации.

Вместе с тем надо иметь в виду, что в целом ряде случаев имущество не подлежит возврату, возмещению или компенсации. Какие же это случаи и какое это имущество?

Это, в частности, имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем; имущество, уничтоженное во время войн, а также в результате стихийных бедствий; земля, насаждения и неубранные посевы.

Куда же надо обращаться реабилитированным лицам по вопросам возврата имущества, возмещения его стоимости, выплаты денежной компенсации, определения характера имущества, его стоимости или оценки, какие документы надо для этого собрать и представить?

Все перечисленные вопросы, а также комплекс других, могущих возникнуть при их решении, рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образуемыми при органах исполнительной власти, то есть администрации краев и областей.

Важно отметить, что заявление подается в комиссию по месту нахождения или реализации имущества на территории Российской Федерации на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Вместе с заявлением должны быть представлены нотариально засвидетельствованные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества. В случаях отсутствия необходимых документов комиссия имеет право запрашивать их у соответствующих государственных органов, в том числе архивных и иных организаций по месту нахождения или реализации имущества на момент применения репрессий, в целях проверки имущественных претензий граждан. Более того, при отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке.

Если с заявлением обратились наследники, то, кроме перечисленных выше, им необходимо представить документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди, в частности нотариально засвидетельствованные копии свидетельств о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, в определенных случаях - решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица.

Споры, связанные с возвратом реабилитированным лицам и их наследникам имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, освобождаются от уплаты госпошлины и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, возникающим в связи с применением Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", за исключением споров между этими лицами и их наследниками.

Помимо всего, надо обратить внимание на сроки, в течение которых должны решаться все вопросы, связанные с подачей заявлений, их рассмотрением, вынесением решений и их исполнением.

Законом РФ от 3 сентября 1993 года о внесении изменений в Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" было установлено, что заявление о возврате имущества должно быть подано в течение трех лет после введения в действие Закона РФ от 3 сентября 1993 года, то есть после 15 октября того же года, когда Закон был опубликован в "Российской газете". Если же реабилитация лица состоялась позднее, трехлетний срок исчисляется с момента получения документов о реабилитации.

Срок рассмотрения поступившего в комиссию заявления не должен превышать шести месяцев. Поэтому неправа, например, комиссия при администрации Краснодарского края, которая более года не рассматривала заявление реабилитированной гражданки А. из Северной Осетии о возврате конфискованного в прошлом дома, находящегося в одном из районов этого края. Не вынося какого-либо решения по заявлению, комиссия тем самым лишает заинтересованное лицо возможности обратиться в суд, где рассматриваются все споры, связанные с возвратом реабилитированным или их наследникам имущества, возмещением его стоимости или выплатой компенсации.

Если же комиссия вынесла положительное решение о возврате имущества, предельный срок его исполнения не должен превышать одного года, а денежные выплаты должны быть произведены финансовыми органами в месячный срок со дня получения решения.

Положением о порядке возврата реабилитированным гражданам имущества предусмотрены условия возврата ювелирных изделий, драгоценных металлов, предметов религиозного культа, монет и других изделий, их оценки в случаях выплат в возмещение их стоимости, а также особенности возврата сумм по облигациям государственных займов, аккредитивам, расчетным чекам и т. д.

Пожалуй, здесь уместно остановиться на порядке возврата сумм конфискованных вкладов, поскольку именно этот вопрос волнует значительное число граждан. Особенность заключается в том, что суммы вкладов, перечисленных в бюджет, возвращаются без начисления процентов за время, истекшее со дня их перечисления. Если же вклады на момент обращения вкладчика или его наследников находятся в учреждениях Сбербанка, они выплачиваются вместе с причисленными за время хранения процентами.

Итак, в статье изложены основные положения, которыми необходимо руководствоваться в случаях восстановления имущественных прав граждан, пострадавших от политических репрессий, и привели действующие нормативные акты, гарантирующие эти права. Надеемся, что эта публикация окажет реабилитированным лицам реальную юридическую помощь в быстрейшей практической реализации своих прав и законных интересов.

Название документа