Организация торгует оптом моторными маслами. Товар от поставщиков поступает к нам в бочках. Для последующей реализации мы разливаем масла в тару меньшего объема. Должны ли мы уплачивать акциз в связи с розливом масел в потребительскую тару?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей признаются подакцизными товарами и относятся к нефтепродуктам (пп. 9 п. 1 ст. 181, пп. 1 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ).

Согласно пп. 2, 3 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизом признается:

- оприходование на территории РФ организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. В свою очередь, оприходованием признается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

- получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. При этом получением нефтепродуктов признаются приобретение нефтепродуктов в собственность, оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов), оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.

Пунктом 3 ст. 182 НК РФ предусмотрено, что к производству подакцизных товаров приравниваются их розлив, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.

По мнению контролирующих органов, деятельность по розливу (упаковке) моторных масел в потребительскую тару рассматривается как осуществление производства. Соответственно, организация, осуществляющая розлив моторных масел, как приобретенных, так и полученных на давальческих началах, рассматривается как осуществляющая производство. Следовательно, при оприходовании этих моторных масел она должна уплатить акциз (см., например, Письма Минфина России от 06.05.2005 N 03-04-06/42 и Управления МНС России по г. Москве от 17.03.2003 N 24-11/14455).

Однако практике известны случаи принятия арбитражными судами судебных актов, содержащих противоположные выводы, которые мы полностью разделяем.

Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 20.05.2004 N А48-4535/03-8 указано следующее. Розлив нефтепродуктов предприятиями, занимающимися оптовой торговлей, в более мелкую тару с целью их реализации следует рассматривать как часть оптовой торговли, т. е. как хозяйственную операцию, необходимую в оптовой торговле для последующей реализации нефтепродуктов мелкими партиями, а не как часть производственного процесса, включающего розлив нефтепродуктов. Иными словами, розлив нефтепродуктов, полученных как товар от предприятия-изготовителя, в потребительскую тару не признается производством нефтепродуктов, и, следовательно, организация, занимающаяся оптовой торговлей данными нефтепродуктами, не должна уплачивать акциз. Аналогичная позиция изложена также в Постановлении ФАС Уральского округа от 15.01.2003 N Ф09-2871/02-АК.

Как видим, рассматриваемый вопрос является спорным. Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции контролирующего органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

Т. П.Тойменцева

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

06.03.2006