В связи с внесением изменений в ст. 288 НК РФ просим разъяснить, вправе ли организация закрепить в учетной политике следующее положение: "средняя остаточная стоимость амортизируемого имущества за отчетный (налоговый) период определяется как частное от деления суммы, полученной от сложения величин остаточной стоимости амортизируемого имущества на 1-е число первого месяца отчетного (налогового) периода и на 1-е число следующего за отчетным (налоговым) периодом месяца, на два". Ответ просим дать с учетом того, что в Письме Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16 рекомендован другой метод расчета

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Как правильно заметил налогоплательщик, Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в ст. 288 Налогового кодекса РФ внесены изменения.

Согласно этим изменениям расчет доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, производится с использованием фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период (абз. 4 п. 36 ст. 1 Федерального закона N 58-ФЗ). Отметим, что данные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 58-ФЗ (с 15.07.2005) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. (п. п. 2, 5 ст. 8 Федерального закона N 58-ФЗ).

При этом остаточная стоимость амортизируемого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (абз. 1 п. 2 ст. 288 НК РФ).

В то же время положения гл. 25 НК РФ не раскрывают порядок определения остаточной стоимости основных средств за отчетный (налоговый) период и не содержат каких-либо отсылочных норм на действующее законодательство по данному вопросу.

Что касается способа определения средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств за отчетный (налоговый) период, закрепленного в п. 4 ст. 376 НК РФ и предложенного Минфином России в Письме от 06.07.2005 N 03-03-02/16, то обязательному применению он подлежит только при исчислении налога на имущество организаций.

С учетом изложенного считаем, что при исчислении налога на прибыль налогоплательщик не обязан использовать этот способ.

По нашему мнению, при расчете рассматриваемого показателя безусловно должны использоваться данные об остаточной стоимости на начало отчетного (налогового) периода и на конец отчетного (налогового) периода (то есть данные об остаточной стоимости основных средств на 1-е число первого месяца отчетного (налогового) периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом).

Таким образом, по нашему мнению, организация вправе применять предложенную методику расчета остаточной стоимости основных средств за отчетный (налоговый) период, закрепив ее в своей учетной политике (по этому поводу см. дополнительно Письмо Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/18), поскольку она не противоречит положениям гл. 25 НК РФ.

В заключение обращаем внимание на то, что письма Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не являются нормативными правовыми актами, не влекут правовых последствий и, соответственно, не обязательны к исполнению, поскольку носят исключительно рекомендательный характер (п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009; п. п. 8, 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

Напоминаем также, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

В настоящее время по данному вопросу судебной практики не имеется.

Как видим, ситуация может быть спорной, поэтому принимать решение на основе имеющейся информации организация должна самостоятельно. При этом налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ).

А. А.Акимов

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

06.03.2006