Во исполнение Постановления Правительства РФ от 01.10.2001 N 699 решением комиссии по реструктуризации кредиторской задолженности ИМНС реструктуризирована задолженность ОАО во внебюджетные фонды. Согласно данному решению при выполнении в полном объеме условий реструктуризации в соответствии с утвержденными графиками списание 85% задолженности по начисленным пеням производится в 2006 г
В том случае, если организация выполнит необходимые условия для списания задолженности по начисленным пеням и штрафам по реструктурированной задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, будет ли подлежать сумма кредиторской задолженности по пеням и штрафам включению в налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ? В случае если указанная сумма учитывается в составе доходов организации при исчислении налога на прибыль, то в какой момент она подлежит включению в налоговую базу?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 марта 2006 г. N 03-03-04/1/184
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка налогообложения налогом на прибыль дохода в виде списанной в 2006 г. задолженности по начисленным пеням и штрафам и сообщает следующее.
В соответствии с п. 18 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав внереализационных доходов включаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса.
Подпунктом 21 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что в составе доходов не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
Статьей 75 Кодекса предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 114 Кодекса налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням Кодексом не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса.
Учитывая изложенное, при списании в 2006 г. задолженности перед бюджетами по пеням и штрафам, начисленным в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов в государственные внебюджетные фонды, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах суммы задолженности по пеням и штрафам подлежат включению в состав внереализационных доходов на дату списания указанной задолженности.
Одновременно сообщаем, что в подготавливаемом проекте федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предполагается в том числе внесение уточнения в редакцию ст. 251 Кодекса о невключении в состав доходов списанной задолженности по пеням и штрафам с введением этой нормы в действие с 1 января 2005 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
06.03.2006