Правомерно ли ЗАО (лечебно-оздоровительная организация), единственным учредителем которого является профсоюз, применяло в течение 2004 - 2005 гг. налоговую льготу, предусмотренную п. 15 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"?

Ответ: В соответствии с п. 15 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон), утратившего силу с 1 января 2006 г., за исключением ст. 25, от уплаты земельного налога полностью освобождались санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности.

В связи с этим следует отметить, что используемые в Законе понятия должны оцениваться с учетом того, что Закон принимался до принятия как Налогового кодекса Российской Федерации, так и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно содержанию вышеуказанной нормы Закона основанием для применения льготы являлось использование земельного участка в определенных целях - для организации отдыха и поддержания здоровья граждан, то есть данная льгота предоставлялась Законом с целью развития оздоровительных заведений вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Данная правовая позиция находит свое отражение, в частности, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2004 N 14771/03, Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.11.2005 N Ф03-А59/05-2/2785.

Таким образом, если ЗАО, согласно уставным документам, является лечебно-оздоровительной организацией, то оно вправе было в 2004 - 2005 гг. применять налоговую льготу, предусмотренную п. 15 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".

В. М.Есиков

Консультант

отдела имущественных

и прочих налогов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

03.03.2006