Налоговая инспекция привлекла организацию к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу денежной наличности, полученной с применением ККТ при оказании услуг общественного питания. Организация не представила кассовую книгу и первичные кассовые документы за период с 1 по 8 декабря 2005 г., так как она ведет их в электронном виде. Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 февраля 2006 г. N 09-24/14819
На основании ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденным Письмом ЦБ РФ от 18.08.1993 N 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки. А именно: отраженные в фискальном отчете ККТ суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и зафиксированной в книге кассира-операциониста, сравниваются с данными кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.
Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок), который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с п. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата (п. 13 Порядка).
Согласно п. п. 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу кассир делает об этом запись в кассовую книгу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В соответствии с п. 25 Порядка на предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
В Письме Минфина России от 30.08.1993 N 104 утверждены Типовые правила эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением.
В п. 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец дня определяется сумма выручки, которая должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
Как следует из представленных материалов, 13 декабря 2005 г. для проведения проверки главным бухгалтером организации по описи представлены кассовая книга и документы по кассе с 1 октября по 30 ноября 2005 г., книги кассира-операциониста, а также контрольные ленты и акты удаленных чеков с 1 октября по 8 декабря 2005 г. и приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера организации. При этом кассовая книга и первичные кассовые документы за период с 1 по 8 декабря 2005 г. не были представлены.
Согласно объяснению главного бухгалтера кассовая книга организации и первичные кассовые документы за период с 1 по 8 декабря 2005 г. не были представлены, поскольку эти документы ведутся в электронном виде и распечатываются один раз в неделю. В связи с этим проверяющими сделан вывод о неоприходовании в указанный период в кассу организации выручки в размере 2 960 131 руб., зафиксированной в снятых с ККТ фискальных отчетах за указанный период.
При этом фактов неоприходования денежной наличности в кассу указанной организации не установлено.
Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы организация представила кассовую книгу и первичные кассовые документы за период с 1 по 8 декабря 2005 г., согласно которым денежная наличность в размере 2 960 131 руб. за указанный период, полученная с применением ККТ, в кассу организации оприходована в полном объеме.
Следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, что в соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, привлечение организации к административной ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ неправомерно.
Руководитель Управления
советник налоговой службы РФ
I ранга
Н. В.СИНИКОВА
27.02.2006