Организация планирует принять на работу иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом порядке. В настоящее время он проживает в России на основании разрешения на временное проживание, но у него есть справка о том, что он сдал документы на получение вида на жительство, полученная пятью месяцами ранее. Какие правовые последствия может иметь наличие этой справки при приеме на работу?

Ответ: Наличие справки о сдаче документов на получение вида на жительство при приеме на работу никаких правовых последствий не влечет. Однако работодателю стоит иметь в виду следующее. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, за исключением ситуации, когда работник трудится по определенной профессии или должности и его работа связана с командировками либо носит разъездной характер.

Обоснование: Справка, полученная иностранным гражданином при сдаче документов для получения вида на жительство, подтверждает только прием заявления к рассмотрению (п. 46 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29.02.2008 N 41). Заявление о получении вида на жительство рассматривается в течение шести месяцев. Так как справка была выдана пятью месяцами ранее, уже через месяц органы ФМС России должны дать ответ о предоставлении вида на жительство или отказе. При этом наличие или отсутствие вида на жительство для работодателя может иметь определенные правовые последствия. Иностранный работник, имея вид на жительство, имеет право осуществлять трудовую деятельность на всей территории Российской Федерации, а временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", далее - Закон N 115-ФЗ).

Поэтому, принимая на работу иностранного работника с разрешением на временное проживание, необходимо обратить внимание на то, в каком субъекте РФ данный гражданин зарегистрирован. Если предполагаемое место работы находится не в том же субъекте, то принять на работу такого работника работодатель не вправе. В этом случае есть смысл подождать, пока не решится вопрос о выдаче ему вида на жительство.

При этом необходимо отметить следующее. В соответствии с п. 2 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)" временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, в частности при направлении в служебную командировку либо если его работа носит разъездной характер. Однако такой порядок предусмотрен только для иностранцев, работающих по определенным профессиям (должностям), которые перечислены в п. 2 вышеуказанного Приложения.

При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если иностранец направляется в командировку, и 90 календарных дней, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Также нужно иметь в виду, что с 1 января 2013 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2012 N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Согласно вышеуказанным изменениям работодатели вправе привлекать без разрешения на использование иностранной рабочей силы иностранных граждан, имеющих не только вид на жительство, но и разрешение на временное проживание, а привлекаемые работники не обязательно должны иметь разрешение на работу.

Также в отношении иностранных граждан, временно проживающих на территории РФ, работодатель не обязан сообщать в территориальные органы ФМС России, ФНС России и службу занятости населения об их приеме на работу. В силу пп. 2 п. 5 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ обязанность постановки на налоговый учет возложена на самого временно проживающего иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы.

М. С.Иванова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

03.10.2013