Из практики прокурорского надзора по арбитражным делам

(Редакционный материал)

("Законность", 1995, N 9)

Текст документа

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АРБИТРАЖНЫМ ДЕЛАМ

По протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации отменено постановление кассационной коллегии арбитражного суда и оставлено в силе решение суда первой инстанции о признании недействительным акта государственного органа.

Прокурор Алтайского края предъявил иск о признании недействительными п. п. 5 и 7 решения малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 12 октября 1993 г. на том основании, что этим решением признаны краевой собственностью Дворец зрелищ и спорта, спортивный комплекс "Обь", межсоюзный Дворец культуры, а также закреплены в качестве государственной доли собственности 24,5% уставного капитала в профсоюзных санаторно-курортных учреждениях и предприятиях туристско-экскурсионной фирмы "Алтайтурист". Между тем владельцем и балансодержателем указанного имущества является Алтайский крайсовпроф. Поэтому, относя своим решением указанные объекты к государственной собственности края полностью или в части, малый Совет вышел за пределы своей компетенции.

Алтайский краевой арбитражный суд решением от 1 июля 1994 г. признал недействительным п. п. 5 и 7 решения Алтайского малого Совета народных депутатов от 12 октября 1993 г.

Кассационная коллегия того же суда Постановлением от 29 августа 1994 г. решение отменила и в иске отказала.

Заместителем Генерального прокурора РФ принесен протест в Высший Арбитражный Суд РФ, в котором поставлен вопрос об отмене постановления кассационной коллегии и оставлении без изменения решения суда. Как указывалось в протесте, коллегия необоснованно отказала в иске со ссылкой на то, что не собраны доказательства права собственности крайсовпрофа на спорные объекты, в то время как предметом исковых требований было признание недействительным решения малого Совета, изданного с превышением полномочий.

Соглашаясь с доводами протеста, надзорная коллегия Высшего Арбитражного Суда РФ указала, что объекты, отчужденные оспариваемым решением малого Совета от крайсовпрофа в краевую собственность, в соответствии с Постановлением президиума Совета ФНПР от 26 августа 1992 г. и договором, заключенным 12 октября 1992 г. между ФНПР и Алтайским краевым советом профсоюзов, были переданы во владение, пользование и распоряжение последнего.

Алтайский крайсовпроф, используя право собственности, часть этих объектов преобразовал в акционерные общества, товарищества, учредил ряд предприятий алтайских профсоюзов, в частности спорткомплекс "Обь", Дворец зрелищ и спорта, а межсоюзный Дворец культуры профсоюзов сдал по договору в аренду театру музыкальной комедии.

Право собственности на вышеуказанные объекты Алтайского крайсовпрофа никем не оспаривалось, и в установленном законом порядке этого права профсоюзы края лишены не были.

В качестве доказательств наличия у Алтайского крайсовпрофа права собственности в арбитражный суд было представлено около 60 различных документов (финансовых, строительных и т. п.). В то же время Алтайский краевой Совет народных депутатов (его преемник - Алтайское краевое Законодательное Собрание) не представил ни одного документа, доказывающего, что оспариваемые объекты созданы или приобретены за счет средств края, в т. ч. на долевых началах, или переданы краевому Совету от других органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, как это предусмотрено ст. 12 (собственность края) Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации".

Действовавшим законодательством краевому Совету не предоставлялись полномочия по изъятию имущества у общественных организаций и передаче его в иную (в том числе и государственную) собственность.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона РСФСР "О собственности..." прекращение права собственности помимо воли собственника не допускалось. Акт, которым нарушаются права собственника и других лиц по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом, признается судом недействительным (ст. 32 Закона).

Изъятие имущества, не являющегося собственностью края, не относится к компетенции краевого Совета народных депутатов (ст. 13 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации"). Оно могло быть осуществлено в судебном порядке в соответствии со ст. 30 Закона РСФСР "О собственности...", п. 14 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп.

Превышение краевым Советом народных депутатов предоставленных ему законом прав и полномочий было главным обоснованием исковых требований прокурора края, однако это не стало предметом всестороннего судебного исследования при кассационном рассмотрении дела и повлекло вынесение постановления, не отвечающего требованиям закона и объективным обстоятельствам возникшего спора.

Надзорная коллегия признала, что при изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно в соответствии со ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расценил спорные пункты решения малого Совета как недействительные, поскольку законодательством не предусматривалось права краевого Совета принимать решения об изъятии имущества у общественных организаций с передачей его в государственную собственность.

При этом правомерно не был принят во внимание довод постановления кассационной коллегии об отсутствии у краевого Совета профсоюзов права собственности на спорные объекты, поскольку наличие такого права у профсоюзов доказано материалами дела. Кроме того, предметом исковых требований по делу была проверка законности и обоснованности акта малого Совета, а не спор о праве собственности на соответствующие имущественные объекты.

По изложенным основаниям Постановление кассационной коллегии Алтайского краевого арбитражного суда от 29 августа 1994 г. отменено, решение того же суда от 1 июля 1994 г. оставлено без изменения.

------------------------------------------------------------------

Название документа