Организация несколько лет назад приобрела здание по договору купли-продажи. Право собственности на здание подтверждено свидетельством установленного образца. Права организации на земельный участок, занимаемый зданием, в договоре не определены и до настоящего времени не оформлены. Обязана ли организация платить земельный налог? Какую налоговую ответственность в данном случае несет организация?
Ответ: Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ (ст. 387 НК РФ), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и актами муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога (ст. 388 НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с разъяснениями, данными в Письме МНС России от 27.05.2005 N 03-06-02-04/34, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (ст. 552 Гражданского кодекса РФ).
В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды или предусмотренное договором продажи недвижимости иное право на соответствующую часть земельного участка.
Если договором не определено передаваемое покупателю недвижимости право на соответствующий земельный участок, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 1 ст. 25 ЗК РФ).
В связи с этим земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых у организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрированы указанные права.
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки (Письмо ФНС России от 29.04.2005 N 21-4-04/154@).
Однако отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.
При проведении проверок в отношении земельных участков, по которым своевременно не принимаются меры по их государственной регистрации, применяются, согласно ст. 110 НК РФ, меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения, предусмотренные ст. ст. 120 или 122 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.04.2005 N 21-4-04/154@).
Статья 120 НК РФ предполагает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и влечет взыскание штрафа от 5000 до 15 000 руб. Статья 122 НК РФ предусматривает ответственность в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога и предполагает взыскание штрафа в размере от 20 до 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
О. Л.Курочкина
Адвокатская палата
15.02.2006