Просим разъяснить применение положений ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" на практике, а именно
какими документами, утверждающими нормы естественной убыли, могут руководствоваться в целях налогообложения плательщики акцизов по спирту и алкогольной продукции;
правомерность применения указанными налогоплательщиками ранее утвержденных норм потерь от боя алкогольной продукции.
Ответ: Согласно положениям вступившей в силу с 1 января 2002 г. ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) нормы естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2002 до утверждения в указанном порядке норм естественной убыли ранее действовавшие нормы для целей налогообложения не должны были применяться.
Порядок утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2001 N 814.
В соответствии с положениями п. 2 данного Порядка разработка и утверждение норм естественной убыли осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по отраслям, отнесенным к сфере их ведения.
В частности, согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2004 N 315, нормы естественной убыли в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции должно разрабатывать и утверждать данное министерство.
Вместе с тем до настоящего времени нормы естественной убыли при хранении и транспортировке перечисленных подакцизных товаров не приняты.
В связи с этим ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" разрешено впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса, применять нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. При этом действие данной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Таким образом, в настоящее время плательщики акцизов вправе применять для целей налогообложения не отмененные на настоящий момент нормы естественной убыли.
Так, например, предельно допустимые нормативы потерь при производстве спирта и алкогольной продукции приведены в Сборнике нормативов для спиртовых и ликероводочных заводов СН 10-12446-99, утвержденном Минсельхозом России 24.11.1999.
Кроме того, плательщики акцизов по спирту и алкогольной продукции могут использовать нормы естественной убыли, утвержденные Постановлениями Госснаба СССР от 05.10.1985 N 111 "Об утверждении Временных норм естественной убыли виноматериалов и вин, коньячных спиртов и коньяков при перевозке железнодорожным, водным, автомобильным транспортом и осуществлении транспортных операций" и от 11.07.1986 N 102 "Об утверждении Норм естественной убыли этилового спирта при хранении, перемещениях и транспортировке железнодорожным, водным и автомобильным транспортом".
Оптовые организации могут руководствоваться Приказом Минторга СССР от 02.04.1987 N 88 "Об утверждении Норм естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инструкций по их применению".
Вместе с тем обращаем внимание на то, что согласно Методическим рекомендациям по разработке норм естественной убыли, утвержденным во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2002 N 814 Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2003 N 95, под естественной убылью товарно-материальных ценностей следует понимать потерю (уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющуюся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств товаров.
Этими же Рекомендациями установлено, что норма естественной убыли, применяющаяся при хранении товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение, а норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.
При этом Методическими рекомендациями разъяснено, что к естественной убыли не относятся технологические потери и потери от брака, а также потери товарно-материальных ценностей при их хранении и транспортировке, вызванные нарушением требований стандартов, технических и технологических условий, правил технической эксплуатации, повреждением тары, несовершенством средств защиты товаров от потерь и состоянием применяемого технологического оборудования.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм, поскольку бой алкогольной продукции при транспортировке и хранении алкогольной продукции не является следствием естественного изменения ее биологических и (или) физико-химических свойств, эти потери нельзя квалифицировать как естественную убыль данного товара.
Соответственно, учитывая, что согласно ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ утвержденные ранее нормы естественной убыли могут применяться лишь до их утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и при этом утвержденными во исполнение указанного Постановления Методическими рекомендациями по разработке норм естественной убыли потеря товара в результате боя стеклянной тары не отнесена к естественной убыли, утвержденные ранее нормы потерь от боя стеклянной тары с пищевыми товарами (включая алкогольную продукцию) не применяются с момента утверждения этих Методических рекомендаций.
Следовательно, исходя из вышеизложенных положений объем потерь алкогольной продукции в результате боя при транспортировке, хранении и перемещении подлежит обложению акцизом на общих основаниях.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 195 Налогового кодекса при обнаружении недостачи алкогольной продукции, образовавшейся вследствие боя, дата ее реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи.
И. А.Давыдова
Советник налоговой службы РФ
III ранга
14.02.2006