Просим дать разъяснения по вопросу начисления пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу

Согласно Письму Минфина России от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23 до внесения изменений в гл. 28 НК РФ отсутствуют законные основания, связанные с возможностью взыскания с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.

Учитывая, что Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в гл. 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в главу 28 "Транспортный налог" НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2006, просим разъяснить позицию по данному вопросу.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 февраля 2006 г. N 03-06-04-02/02

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о транспортном налоге и сообщает.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог исчисляется исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную или иную характеристику объекта налогообложения, по итогам налогового периода на основе предусмотренных Кодексом принципов и порядка определения обязательных элементов налогообложения, в том числе порядка исчисления налога (ч. 1 ст. 52 Кодекса), налоговой базы (ст. 53, п. 1 ст. 54 Кодекса), налогового периода (ст. 55 Кодекса), срока уплаты налога (п. п. 1 и 3 ст. 57 Кодекса). Налоговый период может состоять из отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Пунктом 3 ст. 12 Кодекса установлено, что по региональным налогам законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

В силу ст. 360 Кодекса налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год. При этом, в отличие от положений гл. 30 "Налог на имущество организаций" (ст. ст. 379, 382, 383, 386) и 31 "Земельный налог" (ст. ст. 393, 396, 397, 398) Кодекса, гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса до 1 января 2006 г. не были предусмотрены отчетные периоды и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу. Кодексом также не было предоставлено право субъектам Российской Федерации определять отчетные периоды и сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу по итогу отчетных периодов. В связи с этим в Приказе МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы Налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению" отсутствовал порядок расчета авансовых платежей по налогу.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Кодекса каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При уплате налога (сбора) с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (п. 2 ст. 57). При этом пеней признается установленная ст. 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик (плательщик сборов) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 20), при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.

Кроме того, в Постановлении от 11.05.2005 N 32пв04 Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал на то, что из анализа приведенных норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства следует, что законодатель субъекта Российской Федерации при установлении и введении в действие своим законом транспортного налога, как одного из видов регионального налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты, обязан учитывать нормы Кодекса.

Учитывая изложенное, полагаем, что до внесения изменений в гл. 28 Кодекса, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу.

Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), вступившим в силу с 1 января 2006 г., установлены для налогоплательщиков-организаций отчетные периоды по транспортному налогу, порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей, а также сроки представления расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу.

Кроме того, указанным Федеральным законом гл. 28 Кодекса дополнена ст. 363.1, определяющей порядок и сроки представления налогоплательщиками, являющимися организациями, налоговых деклараций по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, формы по которым в настоящее время разрабатываются Минфином России совместно с ФНС России.

Таким образом, начиная с 2006 г. в случае нарушения установленных ст. 363 Кодекса (в ред. Федерального закона) сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу подлежат уплате пени за каждый день просрочки авансового платежа.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М. А.МОТОРИН

13.02.2006