Аптечная организация (далее - организация) является плательщиком ЕНВД, в связи с чем при расчете размера страховых взносов применила пониженные тарифы. Территориальный орган ФСС РФ запросил у организации в рамках проведения камеральной проверки дипломы о высшем (или среднем) фармацевтическом образовании и сертификаты специалистов в качестве документов, подтверждающих право на применение пониженных тарифов. Организация не представила указанные документы, за что была привлечена к ответственности по ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Есть ли основания для привлечения организации в данном случае к ответственности? Являются ли дипломы о высшем (или среднем) фармацевтическом образовании и сертификаты специалистов документами, подтверждающими право организации на применение пониженного тарифа по страховым взносам?

Ответ: Организация неправомерно привлечена к ответственности по ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за непредставление дипломов о высшем (или среднем) фармацевтическом образовании и сертификатов специалистов, так как дипломы о высшем (или среднем) фармацевтическом образовании и сертификаты специалистов не являются документами, подтверждающими право аптечной организации на применение пониженного тарифа по страховым взносам. Это подтверждается примерами из судебной практики.

Обоснование: Статьей 48 Закона N 212-ФЗ установлена ответственность за отказ в представлении или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных данным Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.

При этом в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право не выполнять неправомерные акты и требования органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, не соответствующие данному Федеральному закону или иным федеральным законам.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

На основании ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Порядок проведения камеральной проверки в отношении плательщика страховых взносов предусмотрен ст. 34 Закона N 212-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов - аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.

В соответствии с ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ переходным периодом для аптечной организации признается период с 2012-го по 2013 г.

Общий переходный период, как закреплено в ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, равен периоду с 2012-го по 2027 г.

На основании ч. 3.4 указанной статьи в течение 2012 - 2013 гг. для плательщиков страховых взносов, указанных в п. п. 8, 10 - 12, 14 ч. 1 настоящей статьи, применяются страховые взносы в размере - 0,0 процента.

Как следует из Письма ФСС РФ от 03.04.2012 N 15-03-18/08-3638, фармацевтическая деятельность, на основании ч. 1 ст. 52 Закона N 61-ФЗ, осуществляется в том числе аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Как указано в п. 35 ст. 4 Закона N 61-ФЗ, аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В свою очередь, в п. 33 данной статьи закрепляется, что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно Приложению, а именно: хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Таким образом, лицом, осуществляющим фармацевтическую деятельность, является сама аптечная организация, а не ее работники, поэтому наличие фармацевтического образования у ее работников не может влиять на право применения аптечной организацией пониженных тарифов.

Данная позиция также подтверждается примерами из судебной практики.

Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.08.2013 N А27-19622/2012 указано, что лицом, осуществляющим фармацевтическую деятельность (аптечной организацией), является сама организация, а не отдельные работники, поэтому документами, подтверждающими правильность применения понижающего тарифа, не могут являться затребованные фондом дипломы о высшем (или среднем) фармацевтическом образовании и сертификаты специалистов.

Также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2013 N А19-18997/2012 разъяснено: системное толкование правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае - юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажу, хранение, перевозку), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", но и работники иной профессиональной специализации.

Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением аптечной организацией фармацевтической деятельности, последняя должна обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

(См. также Постановление ФАС Центрального округа от 05.06.2013 N А48-3758/2012.)

Таким образом, в рассматриваемой ситуации аптечная организация неправомерно привлечена фондом к ответственности, предусмотренной ст. 48 Закона N 212-ФЗ, так как дипломы о высшем (или среднем) фармацевтическом образовании и сертификаты специалистов не являются документами, подтверждающими право организации на применение пониженных тарифов по страховым взносам.

Ю. Ю.Терехина

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

02.10.2013