До 1 января 2006 г. Налоговый кодекс РФ освобождал организации социально-культурной сферы от уплаты налога на имущество по объектам, используемым для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7 ст. 381 НК РФ)

1. Имели ли право на эту льготу аптеки и если да, то только бюджетные или и коммерческие тоже?

2. Можно ли применить эту льготу при расчете в 2006 г. налога на имущество по итогам 2005 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/09

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими в том числе для нужд здравоохранения.

Как следует из данной нормы Кодекса, организации, имеющие на балансе имущество, используемое ими для нужд здравоохранения, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов такого имущества независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.

Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Учитывая, что гл. 30 Кодекса не определено, какое имущество в целях применения данной льготы относится к используемому для нужд здравоохранения, в отношении имущества аптечных учреждений, с учетом ст. 11 Кодекса, следует руководствоваться нормами Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы), а также положениями иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.

В соответствии со ст. 3 Основ законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 3 Основ они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Статьями 12, 13 и 14 Основ определено, что аптечные учреждения, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности, относятся соответственно к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения.

При этом аптечные учреждения, входящие в государственную и муниципальную системы здравоохранения, по существу несут возложенную на органы государственной власти и органы местного самоуправления ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, отнесенную ст. 2 Основ к основным принципам охраны здоровья граждан.

Кроме того, в рамках полномочий федеральных органов исполнительной власти, установленных п. 14 ст. 5 Основ и предусматривающих определение номенклатуры организаций в здравоохранении, Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627 (зарегистрирован в Минюсте России 12.10.2005 N 7070) утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Согласно п. 4 данной Номенклатуры к учреждениям здравоохранения отнесены следующие аптечные учреждения: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск и аптечный магазин.

Следует также принимать во внимание то, что в соответствии с Приказом Минздрава России от 04.03.2003 N 80 (зарегистрирован в Минюсте России 17.03.2003 N 4272) "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" в число функций, которые могут осуществлять аптечные организации, входит и оказание первой медицинской помощи, а также оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

Учитывая изложенное, аптечные учреждения вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 7 ст. 381 Кодекса, при исчислении налога на имущество организаций за указанный в письме период.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

03.02.2006