Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на начальном этапе развития

(Татаринцева К. В.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2013, N 2) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ <1>

К. В. ТАТАРИНЦЕВА

-------------------------------- <1> Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.

Татаринцева К. В., аспирант кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) <2>. -------------------------------- <2> Научный консультант - д. ю.н., профессор И. В. Ершова.

Необходимым элементом прогрессивного экономического развития государства является наличие в стране эффективно функционирующей системы малых и средних предприятий. В целях создания благоприятного климата для развития частного бизнеса, стимулирования предпринимательской инициативы населения в Российской Федерации реализуется комплекс мероприятий по поддержке малых (в том числе микро-) и средних предприятий. Одним из направлений поддержки стартапов является формирование специализированных центров развития предпринимательства, в том числе бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатором является юридическое лицо, которое помогает компаниям на ранней стадии развития создать работающую бизнес-модель на основе оригинальной идеи. Целью системы бизнес-инкубирования является создание условий для выхода предпринимательского проекта на точку самоокупаемости посредством оказания комплекса услуг: проведения финансовых и юридических консультаций, обучения и тренингов, предоставления в аренду помещения ("офисного пространства"), помощь в привлечении финансирования, включение в сеть партнерских связей. Для отбора резидентов (быстроразвивающихся компаний), имеющих наиболее перспективные проекты, бизнес-инкубаторы проводят конференции и конкурсы среди кандидатов. Основываясь на зарубежном опыте, можно сделать вывод о том, что успех развития бизнес-инкубаторов способствует экономическому подъему регионов, увеличению налоговых поступлений в местные бюджеты, созданию высокооплачиваемых рабочих мест, увеличению ВВП страны. Значительная доля стартапов в США и Европейском союзе функционирует на базе образовательных учреждений. История показала, что одни из самых известных мировых разработок, такие, как Google и Yahoo, были созданы студентами в рамках исследовательских программ при университетах (например, при Стэнфордском университете). Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" <3> (далее - ФЗ N 217) позволил бюджетным научным или образовательным учреждениям, а также созданным государственными академиями наук научным учреждениям или высшим учебным заведениям создавать хозяйственные общества (бизнес-инкубаторы) для практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Таким образом, с принятием ФЗ N 217-ФЗ вузам и НИИ была предоставлена возможность осуществлять законченный цикл мероприятий от формирования теоретической разработки до ее интеграции в экономику, сохраняя за собой исключительное право использования результатов интеллектуальной деятельности, привлекать дополнительные финансовые ресурсы для ведения научно-исследовательской деятельности. На сегодняшний день бизнес-инкубаторы созданы и успешно функционируют в большинстве ведущих университетов страны (например, в Финансовом университете при Правительстве РФ, МГУ, НИУ - ВШЭ). -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.

В качестве примера бизнес-инкубатора на основе вуза можно рассмотреть бизнес-инкубатор при МГУ, основанный в 2010 г. Это открытый бизнес-инкубатор, который работает по принципу бизнес-акселератора. Такая модель поддержки бизнеса на ранней стадии предполагает интенсивное развитие и вывод на рынок проекта в кратчайшие сроки за счет предлагаемых инкубатором посевных инвестиций и инфраструктуры. Отбор проектов начинается с заполнения кандидатами заявок и заканчивается выступлением перед экспертным советом, который принимает финальное решение. Отобранные кандидаты получают статус резидентов. Каждому резиденту выделяется отдельный куратор, который помогает решать любые вопросы по проекту. На текущий момент бизнес-инкубатор при МГУ состоит из 15 резидентов и 323 обработанных заявок. Суммарно в штате компаний, созданных на базе инкубатора, работает 129 человек. Крупнейшие компании-выпускники бизнес-инкубатора МГУ - Smart Start <4>, SailPlay <5>, AppNow <6>. -------------------------------- <4> URL: http://ismartstart. ru/ - приложения в социальных сетях и мобильных платформах для построения карьеры. <5> URL: http://sailplay. ru/ - мобильная программа лояльности для магазинов, кафе и ресторанов. <6> URL: http://appnow. ru/ - готовое решение, которое позволяет компаниям дешево и быстро привлекать потенциальных клиентов с помощью мобильных приложений, созданных сторонними разработчиками.

В продолжение работы по снятию законодательных ограничений и в целях создания необходимых предпосылок к реальному внедрению результатов интеллектуальной деятельности в сфере инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса Правительством РФ в Государственную Думу внесен проект изменений в ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <7>, исключающий запрет на предоставление хозяйственным обществом третьим лицам по договору и передачу третьим лицам по иным основаниям права на использование результатов интеллектуальной деятельности. -------------------------------- <7> Законопроект N 501289-5 принят во втором чтении // URL: http://http://asozd2.duma. gov. ru/main. nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=501289-5&02.

Реализуются программы по созданию бизнес-инкубаторов в регионах. Например, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005 - 2007 годы", Правительство Саратовской области приняло участие в конкурсе по отбору субъектов РФ на привлечение средств федерального бюджета для создания областного бизнес-инкубатора для предприятий малого бизнеса. В 2006 г. Саратовская область стала победителем конкурса, что позволило уже в июне 2007 г. открыть областной бизнес-инкубатор <8>. В настоящее время его резидентами являются ООО "Дельта-Телеком" <9> и ООО "Рест-Сервис" <10>. -------------------------------- <8> URL: http://www. saratov-bi. ru/. <9> URL: http://www. delta-telecom. ru/ - услуги по внедрению sip-телефонии. <10> Рекламная деятельность, портал rest-4-you. ru.

В некоторых развитых зарубежных странах успешно реализуются федеральные программы, направленные на привлечение и поддержку исследовательских проектов мирового уровня и талантливых ученых-предпринимателей, внедряющих инновационные идеи (The Start-Up Visa Program) <11>. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р <12>, к 2020 г. в России будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний. Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" <13> до 2020 г., утвержденная распоряжением Председателя Правительства РФ N 2433-р от 20 декабря 2012 г. <14>, в качестве одного из принципов стимулирования развития международных интеграционных процессов в науке называет поддержку совместных исследований, выполняемых российскими научными и образовательными организациями совместно с иностранными партнерами. -------------------------------- <11> Например, в США (URL: http://startupvisa. com/), Канаде (URL: http://startupvisa. ca/). <12> Текст официально опубликован не был. <13> Минобрнауки. РФ/документы/2966. <14> Российская газета. N 5971. 2012.

ФЗ N 209-ФЗ содержит указание на предельно допустимую 25-процентную долю участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) малого или среднего предприятия иностранных юридических лиц и иностранных граждан. В настоящее время существует законопроект Правительства РФ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <15>, в котором предлагается снятие указанного запрета путем предоставления иностранным гражданам права на создание в Российской Федерации предприятий малого и среднего бизнеса без ограничения их доли участия. -------------------------------- <15> Опубликован 23 января 2013 г. на сайте "Российской газеты".

Помимо поддержки в форме бизнес-инкубирования малые и средние предприятия могут получить финансовую помощь на региональном уровне. Например, с 1 февраля 2013 г. по инициативе Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы осуществляется прием заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на предоставление субсидии <16>. -------------------------------- <16> Перечень приоритетных видов деятельности утвержден Приказом от 18.01.2013 N П-18-12-1/3 // URL: http://http://dmpmos. ru/default. aspx? s=0&p=564.

Выдача субсидий осуществляется на конкурсной основе. Победу в конкурсе определяет совокупность показателей, являющихся критериями оценки заявок, а именно: наличие положительного опыта (квалификации) исполнения аналогичных контрактов; предложение минимальных цен исполнения государственных контрактов и т. п., т. е. предложение наиболее выгодных условий исполнения контракта. Помимо финансовой поддержки Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы осуществляет образовательную, информационную и консультационную поддержку. Для содействия развитию малого и среднего бизнеса в г. Москве создана комплексная инфраструктурная поддержка, в частности казенные предприятия "Технопарк "Строгино" и бизнес-инкубатор "Зеленоград". Поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из целей государственной программы Департамента экономической политики и развития г. Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012 - 2016 гг." <17> (далее - Программа). Одной из приоритетных задач Программы является территориальное распределение промышленности: на базе существующих промышленных и научных предприятий формируются технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные и научные центры (например, в здании бывшего завода "Красный Октябрь" создан центр Digital October) <18>. -------------------------------- <17> URL: http://s. mos. ru/common/upload/Gosprogramma_Stimulirovanie. pdf. <18> Согласно данным официального сайта (URL: http://http://digitaloctober. ru), "в центре Digital October профессионалы технологического сообщества получают самые современные технические и бизнес-знания, знакомятся с последними достижениями науки и технологий, опробуют последние технологические новинки".

В рамках Программы в целях поддержки малого бизнеса в Москве создается сеть государственных коворкинг-центров, на территории которых предприниматели смогут арендовать рабочую зону по льготным тарифным ставкам. Коворкинг-центр предполагает также наличие секретаря, обслуживающего несколько офисов, call-центра, бесплатного wi-fi, зоны для деловых переговоров и детской комнаты. Например, с 28 января 2013 г. в БЦ "Майский" начал работать коворкинг-центр общей площадью 377 кв. м, являющийся проектом ГБУ "Малый бизнес Москвы". Коворкинг-центр, рассчитанный на 80 рабочих мест, предоставит начинающим предпринимателям полный набор услуг по открытию и ведению бизнеса. С учетом изложенного можно отметить, что на настоящий момент в России существует комплексная система поддержки малого и среднего предпринимательства на начальном этапе становления. Однако, по сравнению со странами с развитой инновационной экономикой, в РФ данная система находится на стадии становления, в частности отсутствует единый национальный реестр бизнес-инкубаторов для организации взаимодействия инвесторов и предпринимателей.

------------------------------------------------------------------

Название документа