О налогообложении НДС услуг по обслуживанию российских морских и речных судов в период их стоянки в российских портах, оказанных на территории РФ по агентскому договору, в том числе по договору морского агентирования
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 февраля 2006 г. N 03-2-03/210@
Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
Вместе с тем согласно п. 7 ст. 149 Налогового кодекса освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Предметом перечисленных договоров, исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), является возмездное оказание посреднических нематериальных услуг.
Из смысла вышеприведенных норм Налогового кодекса следует, что если работы (услуги), перечисленные в пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса, выполняются на основе агентского договора, то такие услуги подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, если местом деятельности покупателя услуг признается территория Российской Федерации, с учетом особенностей определения налоговой базы, предусмотренных ст. 156 Налогового кодекса.
Согласно ст. 237 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - Кодекс торгового мореплавания) морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.
Если предмет договора, заключенного между налогоплательщиком, оказывающим услуги, перечисленные в пп. 23 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса, в частности, услуги по агентскому обслуживанию судов, и покупателем этих услуг, соответствует положениям вышеуказанной статьи Кодекса торгового мореплавания, то этот договор следует рассматривать как договор морского агентирования.
Исходя из определений договора морского агентирования (ст. 237 Кодекса торгового мореплавания) и агентского договора (ст. 1005 Гражданского кодекса) договор морского агентирования по своей сути является одной из разновидностей агентского договора, следовательно, к нему применяются нормы гл. 52 Гражданского кодекса.
С учетом изложенного реализация на территории Российской Федерации услуг по агентскому обслуживанию российских морских и речных судов в период их стоянки в российских портах, оказанных по агентскому договору, в том числе по договору морского агентирования, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
М. П.МОКРЕЦОВ
01.02.2006