ООО, зарегистрированное в одном субъекте РФ, являясь плательщиком акциза, предполагало в ноябре 2005 г. воспользоваться предоставленной ст. 184 Налогового кодекса РФ льготой по освобождению от уплаты акциза, приходящегося на нефтепродукты, реализованные за пределы территории Российской Федерации, предоставив поручительство коммерческого банка, зарегистрированного в другом субъекте РФ. Однако налоговые органы, в которых ООО состоит на учете, не разрешили воспользоваться этой льготой, сославшись на то, что банк, предоставивший поручительство, и ООО зарегистрированы в разных субъектах Российской Федерации. Правомерен ли отказ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 января 2006 г. N 03-04-06/12

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу представления поручительства банка в целях освобождения от уплаты акцизов по нефтепродуктам и сообщает.

Согласно п. 2 ст. 184 гл. 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, начисленного по операциям, предусмотренным пп. 2 - 4 п. 1 ст. 182 Кодекса, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределы территории Российской Федерации, в порядке, предусмотренном ст. 184 Кодекса, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 74 Кодекса поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.

В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

Пунктом 6.2 Методических рекомендаций по применению главы 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары), утвержденных Приказом МНС России от 18.12.2000 N БГ-3-03/440 (далее - Методические рекомендации), налоговым органам при принятии решения о заключении договора с банком-поручителем рекомендовано обращать внимание на регистрацию банка в налоговом органе в том субъекте Российской Федерации, в котором состоит на учете налогоплательщик акцизов, наличие у налогоплательщика акцизов расчетного и (или) валютного счета в данном банке и отсутствие признаков неплатежеспособности банка-поручителя. Окончательное решение о заключении с коммерческим банком договора принимается территориальными налоговыми органами на основании имеющейся у них информации и материалов.

Учитывая изложенное, полагаем, что налоговые органы вправе учитывать положения Методических рекомендаций при принятии решения о заключении договора с банком-поручителем. При этом отказ от заключения данного договора не может быть мотивирован исключительно положениями Методических рекомендаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

27.01.2006