Организация оказывает туристические услуги. При получении предоплаты за тур администратор-кассир турфирмы не пробил кассовый чек клиенту и не выдал ему бланк строгой отчетности. Вправе ли инспекция привлечь общество к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за данное правонарушение?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 26 января 2006 г. N 09-24/4582
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) сферой применения контрольно-кассовой техники, включенной в государственный реестр, являются наличные денежные расчеты, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В ст. 5 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны в том числе выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. Так, Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
В соответствии с п. п. 2 и 3 данного Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.
Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, ЦБ РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
При этом в п. 2 Постановления Правительства РФ N 171 определено, что формы бланков строгой отчетности, которые утверждены в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности согласно Положению, но не позднее 1 января 2007 г.
Минфин России в Письме от 10.04.1996 N 16-00-30-19 утвердил форму бланка строгой отчетности ТУР-1 "Туристическая путевка" для учета наличных денежных средств, поступающих в качестве оплаты за оказание туристических услуг.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" под туром понимается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Как следует из представленных материалов, при оформлении договора на оказание туристических услуг администратор-кассир турфирмы принял денежные средства в сумме 10 000 руб. в качестве предоплаты тура в Турцию стоимостью 16 285 руб. При этом кассовый чек на ККТ не отпечатан, бланк строгой отчетности не выдан. В подтверждение получения предоплаты турфирма оформила приходный кассовый ордер на сумму 10 000 руб.
При несоблюдении работником обязательств перед клиентом к административной ответственности привлекается организация, поскольку работник в данном случае вступает в правоотношения с клиентом от ее имени, то есть стороной в договоре возмездного оказания услуг является именно организация.
В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае турфирма не приняла все зависящие от нее меры по соблюдению указанных выше требований законодательства о применении ККТ и не обеспечила применение ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.
Факт совершения турфирмой административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, договором оказания туристических услуг, квитанцией к приходному кассовому ордеру и фискальным отчетом.
Таким образом, привлечение организации к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ правомерно.
Руководитель Управления
советник налоговой службы РФ
I ранга
Н. В.СИНИКОВА
26.01.2006