Наша организация осуществляет продажу авиабилетов на основании договоров с авиакомпаниями-перевозчиками. Продажа оформляется бланком строгой отчетности (авиабилетом) на бланке перевозчика или Транспортной клиринговой палаты. В этой части вопроса у налогового органа к нам нет претензий. Также мы оказываем дополнительные платные информационные услуги. Налоговый орган требует, чтобы денежные расчеты по данным услугам производились с использованием ККТ

Просим разъяснить, допускается ли использование бланков строгой отчетности при денежных расчетах с населением при оказании информационных услуг и в случае такой возможности какую форму бланков строгой отчетности мы можем использовать.

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Согласно п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171, формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 2 вышеуказанного Постановления установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, но не позднее 01.01.2007.

Письмом Минфина России 29.05.1998 N 16-00-27-23 утверждены формы перевозочных документов, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин на воздушном транспорте, в качестве бланков строгой отчетности сроком до 1 января 1999 г.

Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 29.06.2001 (Протокол N 4/63-2001) продлен срок действия в качестве документов строгой отчетности на воздушном транспорте форм бланков нейтральных перевозочных документов и собственных перевозочных документов перевозчика до 1 июля 2006 г.

Таким образом, реализация авиабилетов по утвержденным формам в качестве бланков строгой отчетности может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники до 1 июля 2006 г.

Что касается вопроса осуществления платных информационных услуг населению, то действующим Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) определено, что услуги справочно-информационной службы по выдаче справок являются услугами непроизводственного характера в сфере бытового обслуживания населения (код 019725).

При оказании информационных услуг населению организации вправе использовать утвержденную Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 (с учетом разъяснений, доведенных Письмом Госналогслужбы России от 31.03.1998 N ВК-6-16/210) форму бланка строгой отчетности БО-3 для оформления денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники.

М. В.Матийкива

Советник налоговой службы РФ

III ранга

25.01.2006