Организация заключила договор на оказание услуг с заказчиком - кипрской фирмой. Заказчик состоит на учете в налоговых органах РФ и имеет на территории РФ представительство, не ведущее коммерческой деятельности. Договор заключен не через представительство, а с головной компанией, местом регистрации которой является Республика Кипр
Оказываемые услуги заключаются в следующем.
1. Исследование российского рынка дистрибьюторов непродовольственных товаров в следующих сегментах: товары для дома, подарки и сувениры, предметы интерьера и декора, товары для сада и огорода, дачная мебель, товары для спорта и отдыха и др. Исследование должно включать в себя общий обзор рынка и обзор его основных игроков, включающий общее описание деятельности компании, сегменты непродовольственного сектора, в которых она работает, география работы, основные клиенты (поставщики и ритейлоры) и стратегия развития, а также финансовые показатели и рассчитываемые коэффициенты финансового состояния компаний.
2. Исследование международного рынка дистрибьюторов непродовольственных товаров, представленных публичными компаниями. Исследование должно включать в себя обзор основных игроков, представленных на Нью-Йоркской (NYSE), Лондонской (LSE), а также ряде других фондовых биржах. Обзор будет включать описание деятельности компании, выбранной стратегии развития, финансовые показатели, биржевые показатели (капитализация и ее динамика), а также расчет стоимостных коэффициентов (соотношений капитализации компании к выручке, к операционной и чистой прибыли). Исследование международного рынка книготорговых сетей с акцентом на публичные, котируемые компании. Исследование должно включать в себя обзор основных игроков, представленных на Нью-Йоркской (NYSE), Лондонской (LSE) фондовых биржах. Обзор будет включать описание деятельности компании, выбранной стратегии развития, особенности менеджмента, число и площадь розничных торговых помещений, финансовые показатели, биржевые показатели (капитализация и ее динамика), а также расчет стоимостных коэффициентов.
3. Исследование российского рынка канцелярских товаров.
Исследование должно включать в себя общий обзор рынка и обзор его ведущих игроков, включающий общее описание деятельности компании, выбранную стратегию развития, географию работы, основные клиенты (поставщики и ритейлоры), а также финансовые показатели и рассчитываемые коэффициенты финансового состояния компаний.
4. Оценка стоимости предприятий по списку, представленному заказчиком, оценка финансового положения предприятий; подготовка презентационных, справочных материалов о предприятиях.
Можно ли квалифицировать оказываемые российской организацией услуги согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ: "оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации"?
Поскольку местом осуществления деятельности покупателя является Республика Кипр, может ли организация в 2005 г. не начислять НДС на выручку, полученную за оказание вышеперечисленных услуг, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 января 2006 г. N 03-04-08/21
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения в 2005 г. налога на добавленную стоимость в отношении услуг по исследованию российского и международного рынков товаров, оказываемых российской организацией иностранной фирме, и сообщает следующее.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен положениями ст. 148 Кодекса в зависимости от видов выполняемых работ (оказываемых услуг).
На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, услуги по исследованию рынка товаров относятся к маркетинговым услугам.
В соответствии с нормами указанной ст. 148 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2006 г., местом реализации маркетинговых услуг признавалась территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая оказывала услуги, осуществлялась на территории Российской Федерации. При этом место осуществления деятельности продавца услуг определялось на основе государственной регистрации.
Таким образом, до 1 января 2006 г. местом реализации маркетинговых услуг, оказываемых российской организацией иностранной фирме, признавалась территория Российской Федерации и такие услуги являлись объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Одновременно сообщается, что с 1 января 2006 г. на основании Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" место реализации маркетинговых услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя этих услуг.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. А.КОМОВА
24.01.2006