ОАО является оператором связи сети общего пользования, предоставляющим все виды современных услуг электросвязи, включая услуги местной, междугородной и международной телефонной связи

С 2002 г. в составе дебиторской задолженности ОАО числится задолженность в размере 3 821 783 руб., причиной возникновения которой явилось несанкционированное подключение неизвестных лиц к абонентским номерам узла электросвязи.

По заявлению ОАО 22 января 2003 г. было возбуждено уголовное дело по п. "б" ч. 3 ст. 165 УК РФ - причинение особо крупного имущественного ущерба собственнику - по факту незаконного подключения неизвестных лиц к абонентским номерам. Поскольку виновные лица не были установлены, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ производство предварительного следствия по уголовному делу было приостановлено в 2003 г., о чем ОАО уведомлено надлежащим образом.

Необходимо отметить, что постановление о прекращении названного уголовного дела может быть вынесено следователем не ранее 2008 г., т. е. только по истечении срока давности уголовного преследования (в соответствии с ч. 3 ст. 15 и п. "б" ч. 1 ст. 78 УК РФ).

Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить: вправе ли ОАО как налогоплательщик включить убытки от несанкционированного подключения (убытки от хищения), виновники которых до настоящего времени не установлены, в состав внереализационных расходов и списать до наступления 2008 г. (т. е. до момента вынесения постановления о прекращении уголовного дела) образовавшуюся задолженность в размере 3 821 783 руб.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 января 2006 г. N 03-03-04/1/52

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Из запроса следует, что в 2003 г. по заявлению организации было возбуждено уголовное дело по факту незаконного подключения неизвестных лиц к абонентским номерам.

Поскольку виновные лица установлены не были, то согласно п. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) производство предварительного следствия по уголовному делу было приостановлено в 2003 г., о чем организация была уведомлена надлежащим образом.

Согласно ст. 24 УПК РФ основанием для прекращения уголовного дела является следующее:

отсутствие события преступления;

отсутствие в деянии состава преступления;

истечение сроков давности уголовного преступления;

смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;

отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ;

отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. п. 1, 3 - 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. п. 1 и 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Указанный перечень является исчерпывающим и иных оснований для прекращения уголовного дела не предусматривает.

Постановление о прекращении уголовного дела в данном случае может быть вынесено следователем не ранее 2008 г. по истечении срока давности уголовного преступления.

На основании изложенного считаем, что организация вправе включить убытки от несанкционированного подключения в состав внереализационных расходов только после прекращения уголовного дела в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

20.01.2006