В связи с неоднозначным толкованием ст. 169 Трудового кодекса Российской Федерации и пп. 5 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО просит подтвердить правомерность отнесения на расходы организации сумм выплат единовременного пособия (в размере должностного оклада или более), произведенных работникам организации по предварительной с ними договоренности в связи с переездом на работу в другую местность, а также разъяснить, облагаются ли вышеуказанные выплаты налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом

В соответствии с нормами ст. 169 Трудового кодекса РФ при переезде работника на работу в другую местность работодатель по предварительной договоренности обязан возместить работнику:

- расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

- расходы по обустройству на новом месте жительства.

До 1 января 2005 г. ст. 169 ТК РФ обязывала возмещать работникам организаций расходы по переезду работника, членов его семьи в другую местность и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства в размерах не ниже установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Однако п. 9 ст. 138 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ это положение из текста ст. 169 ТК РФ было исключено.

Согласно абз. 1 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда для целей налогообложения прибыли включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ на прочие расходы организации относятся суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с какой статьей НК РФ организация должна классифицировать суммы выплаченных сумм единовременного пособия - ст. 255 или ст. 264?

Как было отмечено выше, трудовое законодательство обязывает работодателей выплачивать компенсацию расходов по обустройству и предоставляет им право устанавливать размеры таких выплат самостоятельно (по соглашению с работником).

Следует ли данные выплаты в размере, оговоренном соглашением сторон, рассматривать как произведенные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, или организация вправе отнести на расходы только выплаты в размере, установленном пп. "в" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 187?

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе и с исполнением налогоплательщиком (работником) трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность).

Аналогичная норма предусмотрена и в отношении единого социального налога (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Подлежат ли налогообложению НДФЛ и ЕСН суммы выплат вышеуказанного единовременного пособия?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 января 2006 г. N 03-03-04/1/30

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, поставленным в нем, сообщает следующее.

1. Статья 169 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:

расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

расходы по обустройству на новом месте жительства.

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.

Что касается признания расходов по переезду работника в целях налогообложения прибыли организаций, то согласно пп. 5 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, п. 37 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом под подъемными следует понимать компенсацию расходов по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходов по обустройству на новом месте жительства.

Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 187) утверждены размеры возмещения расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность, осуществляемого организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета.

Так как гл. 25 Кодекса ограничивает данный вид расходов для всех категорий налогоплательщиков, считаем, что организации, не финансируемые за счет средств федерального бюджета, до утверждения соответствующих норм должны признавать затраты по возмещению расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность в пределах размеров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 187.

2. В соответствии с абз. 9 п. 3 ст. 217 и абз. 9 пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность).

Согласно ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Учитывая изложенное, а также положения ст. 169 Трудового кодекса Российской Федерации, единовременная выплата работнику, установленная трудовым договором, в виде месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки) по новому месту работы, производимая в качестве возмещения расходов по обустройству на новом месте жительства, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

17.01.2006