Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: правовой аспект
(Губарева А. М.) ("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2013, N 2) Текст документаИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ <1>
А. М. ГУБАРЕВА
-------------------------------- <1> Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.
Губарева А. М., аспирант кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) <2>. -------------------------------- <2> Научный консультант - д. ю.н., профессор И. В. Ершова.
В России в настоящее время активно идет обсуждение возможностей развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Актуальность данной проблемы обусловлена представлением Правительством Российской Федерации в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона N 201812-6, который вносит изменения в субъектный состав инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно дополняет ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" словами "промышленные парки, индустриальные парки, агропромпарки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования, центры промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития" <3>. -------------------------------- <3> См.: проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства".
Уделяя внимание инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, следует обратиться к ст. 15 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <4>. Само понятие "инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" представлено как система коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. -------------------------------- <4> См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г.) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства также включены центры и агентства по развитию предпринимательства. Ключевыми субъектами инфраструктуры следует выделить государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства. Отметим, что в последнее время помимо технопарков, научных парков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов и иных центров в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства вошли микрофинансовые организации <5>. -------------------------------- <5> См.: Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Таким образом, инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства представлена двумя направлениями: - субъекты, напрямую оказывающие содействие государственным или муниципальным органам власти непосредственно при реализации федеральных, региональных и местных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства; - специализированные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие финансовую, имущественную, информационную, консультационную, кадровую, инновационную и иную поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в сфере реального производства и оказания услуг. Рассмотрим основные организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы. К числу таких организаций следует отнести некоммерческое партнерство "Московский центр развития предпринимательства" (МЦРП), которое было создано для реализации комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве, координации взаимодействия предприятий и организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства в г. Москве, методического и организационного обеспечения работы организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также оказания полного спектра услуг субъектам предпринимательской деятельности. Также следует выделить Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (МФПК). Его особенность состоит в том, что он осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации и за рубежом <6>. МФПК - это некоммерческая организация, уполномоченная представлять интересы Правительства Москвы по вопросам подготовки и переподготовки кадров для рыночной экономики в различных заинтересованных организациях и их представительствах, а также при заключении соответствующих международных договоров и реализации программ. -------------------------------- <6> См.: распоряжение мэра Москвы от 21 декабря 1994 г. N 630-РМ "О деятельности Московского фонда подготовки кадров".
Вместе с тем МФПК проводит организацию обучения персонала субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан в рамках Городской целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Москве на 2010 - 2012 гг. <7>. Помимо этого, в рамках Президентской программы проводится организация подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. Отсюда в МФПК создано специальное подразделение "Московский региональный ресурсный центр Президентской программы подготовки управленческих кадров" (МРРЦ) <8>. -------------------------------- <7> См.: Постановление Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 724-ПП "О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010 - 2012 гг.". <8> См.: распоряжение Правительства Москвы от 29 января 2008 г. N 147-РП "Об организации работ по выполнению Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства".
К не менее важным организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства следует отнести Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы. Что касается основных целей деятельности Фонда, то они направлены на удовлетворение потребностей малых и средних инновационных предприятий в финансовых ресурсах и создание на территории г. Москвы благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, Фонд осуществляет информационную и консультационную поддержку с целью доведения до малых и средних предприятий, работающих в инновационной сфере г. Москвы, информации о новых инициативах Правительства Москвы, сведений об условиях отбора проектов и популяризации венчурного финансирования как одной из форм поддержки и развития малого и среднего инновационного предпринимательства. С целью обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам Правительством Москвы был учрежден Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Следует отметить, что деятельность Фонда направлена на развитие системы кредитования малого и среднего предпринимательства в г. Москве, а также системы гарантий и поручительств по обязательствам малого и среднего предпринимательства. Одной из немногих стартовых площадок для малых инновационных компаний является казенное предприятие "Технопарк "Строгино", которое, в свою очередь, предоставляет консультационную, юридическую и информационную поддержку, а также хорошие условия ведения бизнеса. Существенное место в поддержке и обеспечении выживаемости вновь создаваемых и находящихся на ранней стадии развития малых предприятий занимает казенное предприятие г. Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеленоград". Приоритетными организациями для размещения в бизнес-инкубаторе являются начинающие субъекты малого предпринимательства, занятые в сфере наукоемких технологий. Такая расстановка приоритетов обоснована специализацией округа на развитии высокотехнологичных отраслей науки и производства. Существенное значение для Москвы имеет крупнейший в столице культурно-деловой центр - Некоммерческое партнерство "Центральный дом предпринимателя" (ЦДП). ЦДП является самой востребованной и престижной конференц-площадкой г. Москвы, созданной с целью объединения предпринимателей города, продвижения предпринимательской инициативы, проведения мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. По мнению субъектов предпринимательской деятельности, до 2012 г. в Москве отсутствовал централизованный орган по защите их прав и законных интересов, а также координация и кооперация между органами исполнительной власти по рассмотрению их обращений (жалоб). В связи с чем 1 февраля 2012 г. по поручению мэра Москвы С. С. Собянина был создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в г. Москве. Штаб является постоянно действующим коллегиальным рабочим органом Правительства Москвы и образуется в целях создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в г. Москве, обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в г. Москве <9>. -------------------------------- <9> См.: Постановление Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. "О создании штаба по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в городе Москве".
Главной функцией Некоммерческого партнерства "Московский центр развития предпринимательства" является полный охват всех направлений комплексной поддержки малого предпринимательства, что создает принципиально новые возможности реализации интегрированных функций комплексной поддержки <10>. Цель деятельности Московского центра развития предпринимательства состоит в том, чтобы учредить территориальные центры развития предпринимательства (далее - ТЦРП) во всех административных округах в форме некоммерческих партнерств. -------------------------------- <10> См.: Постановление Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. N 1141-ПП "О создании общегородской системы центров развития предпринимательства в г. Москве".
Проанализировав вышеперечисленные организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, представляется возможным сделать вывод, что в г. Москве сформирована достаточно разветвленная инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако, возвращаясь к проблеме субъектного состава, следует отметить, что в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" нет ограничения по организационно-правовым формам деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, нет ограничений на иные финансово-экономические показатели указанных организаций и индивидуальных предпринимателей, т. е. статус организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства может получить и не его субъект. Органы исполнительной власти г. Москвы в рамках реализации федеральных и городских программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства создают условия для деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем: 1) проведения торгов, запросов котировок в рамках размещения государственного заказа г. Москвы на предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; 2) предоставления во владение и (или) в пользование государственного имущества г. Москвы на возмездной основе (в том числе на льготных условиях); 3) предоставления финансовой поддержки в форме субсидий, бюджетных инвестиций и государственных гарантий.
------------------------------------------------------------------
Название документа