Вправе ли доверительный управляющий учитывать в составе расходов, связанных с осуществлением доверительного управления, арендные платежи по земельному участку, на котором расположено переданное в доверительное управление недвижимое имущество? Соответствующие затраты возмещению учредителем управления не подлежат

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Пунктом 1 ст. 1020 ГК РФ установлено, что доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление, в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом.

Согласно п. 2 ст. 1017 ГК РФ договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Таким образом, до регистрации передачи имущества в доверительное управление все права и обязанности (в том числе возникающие из договора аренды земельного участка, на котором расположено переданное в доверительное управление недвижимое имущество) перед третьими лицами несет сам собственник (учредитель управления), а после государственной регистрации - доверительный управляющий.

Согласно п. 2 ст. 276 НК РФ имущество (в том числе имущественные права), переданное по договору доверительного управления имуществом, не признается доходом доверительного управляющего. Вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в течение срока действия договора доверительного управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления.

Как видим, перечень расходов, связанных с осуществлением доверительного управления, является открытым. Следовательно, в их состав могут быть включены любые затраты доверительного управляющего, произведенные им непосредственно для исполнения данного договора и не подлежащие возмещению учредителем управления.

Учитывая изложенное, считаем, что рассматриваемые расходы, понесенные доверительным управляющим при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода в виде вознаграждения, и произведенные им для исполнения договора доверительного управления имуществом, могут быть учтены им в составе расходов, связанных с осуществлением доверительного управления (в том случае, если они не возмещаются учредителем управления). При этом затраты должны соответствовать критериям расходов, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Отметим, что, на наш взгляд, в качестве документа, подтверждающего такое соответствие, может рассматриваться зарегистрированный в установленном порядке договор доверительного управления недвижимым имуществом, содержащий сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок, на котором расположено здание, и обязанность доверительного управляющего по уплате арендных платежей.

Т. П.Тойменцева

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

11.01.2006