Организация, осуществляющая деятельность в сфере перевозок населения коммерческими маршрутами микроавтобусов, утвержденными в установленном порядке, привлечена налоговым органом к административной ответственности в виде штрафа по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники. Налоговый орган мотивировал применение административной ответственности к организации тем, что билеты, проданные водителем пассажирам, не могли применяться в качестве бланков строгой отчетности, поскольку организация не осуществляет перевозки транспортом общего пользования и не относится к лицам, которым по закону предоставлено право осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. Являются ли данные обстоятельства основанием для применения административной ответственности, установленной ст. 14.5 КоАП РФ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 2 ст. 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Рассмотрев аналогичную ситуацию, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.10.2005 N 8206/05 указал, что перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, и может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники. Допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.

Таким образом, обстоятельства, на которые сослался налоговый орган, не являются основанием для применения административной ответственности, установленной ст. 14.5 КоАП РФ.

Л. А.Брандт

Советник налоговой службы РФ

III ранга

10.01.2006