Организация, в соответствии с законодательством и согласно решению налоговых органов, реструктурировала кредиторскую задолженность перед бюджетом в 2002 г

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" определено, что при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).

На момент проведения реструктуризации действовал порядок, определенный пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, позволявший не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ данная норма дополнена словами "по уплате налогов и сборов".

Вместе с тем Письмом Минфина России от 27.07.2005 N 03-11-04/2/33 разъяснено, что списанная кредиторская задолженность по пеням в качестве доходов в целях налогообложения не учитывается.

Подпадают ли под действие пп. 21 п. 1 ст. 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" НК РФ (в ред. Федерального закона N 58-ФЗ) суммы кредиторской задолженности перед бюджетами по начисленным пеням и штрафам, списанные в 2005 г. на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/467

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление) определены Порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в пп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесено дополнение, согласно которому к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Статьей 75 Кодекса предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со ст. 114 Кодекса налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам Кодексом не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ положения, установленные пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Таким образом, положения абз. 10 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ ухудшают положение налогоплательщиков, у которых в 2005 г. списывается и (или) уменьшается иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации кредиторская задолженность по уплате пеней и штрафов.

Пунктом 1 ст. 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Учитывая изложенное, считаем, что положения Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, вносящие изменения в пп. 21 п. 1 ст. 251 Кодекса и ухудшающие положение налогоплательщиков налога на прибыль организаций в части включения кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам, списанной в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации, в состав доходов, не могут иметь обратной силы и должны применяться с 2006 г.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

29.12.2005