Порядок применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения определен в гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Если объектом налогообложения являются доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину расходов, такой налогоплательщик уплачивает минимальный налог при условии, если сумма исчисленного в общем порядке единого налога меньше суммы исчисленного минимального налога
Исчисление единого налога осуществляется путем определения по итогам каждого отчетного периода (I квартала, полугодия, девяти месяцев календарного года) суммы авансового платежа, засчитываемого в дальнейшем в счет уплаты общей суммы налога по итогам налогового периода. Соответствующий авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим периодом.
Денежные средства, согласно п. 2 ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.
Следовательно, на момент уплаты налогоплательщиком окончательной суммы единого налога по истечении налогового периода перечисленные квартальные авансовые платежи уже зачислены и распределены в бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджеты соответствующих внебюджетных фондов (являются доходными средствами этих бюджетов).
В соответствии с п. 1.1 ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма минимального налога, взимаемая в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступает исключительно в бюджеты государственных внебюджетных фондов (ПФР - 60%, ФФОМС - 2%, ТФОМС - 18%, ФСС РФ - 20%).
Таким образом, доходы от уплаты единого и минимальных налогов при применении упрощенной системы налогообложения распределяются органами Федерального казначейства по различным уровням бюджетной системы Российской Федерации и различным нормативам отчислений.
В связи с этим налоговый орган не вправе принять решение о зачете сумм излишне уплаченных авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога, поскольку это противоречит п. 5 ст. 78 Кодекса, предусматривающему зачет излишне уплаченной суммы налога только в тот бюджет, в который эта сумма была направлена.
Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим Постановлением от 01.09.2005 N 5767/05 признал правомерным проведение зачета излишне уплаченных авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога.
С учетом вышеизложенного просим дать разъяснения по вопросу о правомерности осуществления зачетов авансовых платежей по единому налогу в счет уплаты минимального налога.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2005 г. N 03-11-02/83
Министерство финансов Российской Федерации на письмо сообщает следующее.
Согласно порядку исчисления единого налога, установленному ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в случае если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплате подлежит минимальный налог.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2005 N 5767/05 указывается, что по итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает единый налог, исчисленный по правилам, предусмотренным ст. 346.21 Кодекса, либо п. 6 ст. 346.18 Кодекса - для минимального налога, с учетом внесенных в этом налоговом периоде авансовых платежей.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 45 Кодекса обязанность по уплате налога может считаться исполненной, в частности, после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
При этом п. 5 ст. 78 Кодекса предусмотрено направление суммы излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии со ст. ст. 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (90%), а также в бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования (0,5%), территориальных фондов обязательного медицинского страхования (4,5%), Фонда социального страхования Российской Федерации (5%).
Суммы минимального налога зачисляются в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации (60%), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (2%), территориальных фондов обязательного медицинского страхования (18%).
В связи с этим принятие решения о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты минимального налога возможно только в пределах средств, поступающих в указанные государственные внебюджетные фонды.
Суммы уплаченных авансовых платежей, которые зачислены в иные бюджеты (государственные внебюджетные фонды), при отсутствии недоимки и задолженности по пеням, начисленным по тем же бюджетам (государственным внебюджетным фондам), подлежат возврату налогоплательщику.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С. Д.ШАТАЛОВ
28.12.2005