ЗАО является ведущим российским производителем бытовой техники. С целью стимулирования продаж бытовой техники компания планирует в 2006 г. выплачивать премии своим клиентам за выполнение ими определенных условий договоров поставок без изменений цен единицы товара

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в ст. 265 Налогового кодекса РФ, с 2006 г. премии, выплачиваемые продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, относятся к внереализационным расходам.

В Письме Минфина России от 15.09.2005 N 03-03-04/1/190 уже рассматривался вопрос относительно последних изменений в НК РФ, в том числе говорилось о необходимости применения положений ст. 40 НК РФ только в случае, когда скидки не предоставляются отдельно, а снижают цену товара.

В случае когда премии выплачиваются отдельно и в результате цена на единицу товара не меняется, должна ли организация учитывать положения ст. 40 НК РФ применительно к выплачиваемым премиям? А именно учитываются ли и если да, то каким образом премии при определении фактических цен товаров?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/445

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения в целях налогообложения прибыли ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае предоставления скидок без изменения цены товара и сообщает следующее.

В том случае, если продавец предоставляет скидку или премию покупателю без изменения цены единицы товара, организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров.

Такая скидка на основании ст. ст. 572 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации должна рассматриваться в качестве освобождения от имущественной обязанности перед продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем. Премию, выплаченную продавцом покупателю за достижение определенных обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество. В таком случае в соответствии с п. 16 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма скидки или премии не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом п. 17 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторое другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" определяет, что с 1 января 2006 г. к внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий (предоставляющей) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в составе внереализационных расходов.

При этом, ввиду того что в результате предоставления такой скидки цена на единицу товара не изменяется, ст. 40 Кодекса применяется к цене товара, которая установлена договором купли-продажи, без учета предоставленной скидки в виде прощения части задолженности покупателя по оплате приобретенного имущества.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

26.12.2005