Организация осуществляет реализацию товаров через комиссионера. В выставленном комиссионером счете-фактуре фигурирует сумма комиссионного вознаграждения, а также понесенных комиссионером расходов, связанных с исполнением комиссионного поручения. В подтверждение понесенных расходов комиссионер прикладывает копии соответствующих счетов-фактур, выставленных поставщиками на его имя. Должен ли комитент для подтверждения произведенных расходов требовать от комиссионера копии актов выполненных работ (оказанных услуг)? Должен ли подобный акт составляться между комитентом и комиссионером?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы (ст. 1001 ГК РФ).

По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 999 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать соответствующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

К сожалению, в вопросе не указано, какие именно расходы комитент намеревается подтвердить актом выполненных работ (услуг).

Отметим при этом, что Акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным только в случае, если его составление предусмотрено нормами ГК РФ (такая обязанность предусмотрена, например, п. 4 ст. 753 ГК РФ для подрядчика (исполнителя) при выполнении строительно-монтажных работ) и (или) заключенным договором.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, в рассматриваемом случае документами, подтверждающими понесенные и отраженные в отчете комиссионера расходы, являются все первичные документы, сопровождающие действия комиссионера в рамках договора комиссии и подтверждающие обоснованность расходования средств (счета-фактуры, платежно-расчетные документы и т. д.).

Таким образом, требовать от комиссионера помимо отчета с приложенными к нему первичными документами копии актов выполненных работ (оказанных услуг), составление которых не предусмотрено договором комиссии, а также составлять такой акт самому комитенту с участием комиссионера с целью подтверждения расходов, учитываемых при исчислении прибыли, нет необходимости.

А. А.Акимов

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

23.12.2005