Правомерно ли привлечение предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за торговлю табачными изделиями на открытом прилавке внутри крытого рынка без применения ККТ?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику.

Согласно п. 3 ст. 2 названного Закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением в том числе находящихся в этих местах торговли открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Прилавок не является обустроенным, оборудованным помещением типа киоска или палатки, обеспечивающих показ и сохранность товара, поэтому не может быть отнесен к категории помещений, исключающих право на торговлю без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 табачные изделия, в том числе сигареты, относятся к продукции пищевой промышленности. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" табачные изделия также отнесены к продовольственным товарам.

Следовательно, предприниматель вправе производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли продовольственными товарами, в данном случае табачными изделиями, на открытом прилавке внутри крытого рыночного помещения.

Таким образом, постановление налогового органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, неправомерно.

Аналогичную точку зрения высказали ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлениях от 29.05.2001 N А74-3204/00-К2-Ф02-1126/01-С1, от 29.05.2001 N А58-3321/00-Ф02-1129/01-С1, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 02.06.2005 N А79-279/2005.

О. Г.Хмелевской

Издательство "Главная книга"

19.12.2005