По результатам проведенной выездной налоговой проверки организации была доначислена сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет. Основанием для доначисления явилось то, что организацией не были представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие приобретение товаров, суммы НДС по которым были приняты к вычету. При этом счета-фактуры, выставленные поставщиками, оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Правомерны ли действия налоговых органов?

Ответ: Согласно действующему законодательству о налогах и сборах вычеты сумм НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычеты производятся после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Следовательно, для того чтобы документально подтвердить право на вычет суммы НДС, уплаченной поставщику товара, налогоплательщик должен иметь в наличии не только счет-фактуру поставщика и документ, подтверждающий уплату налога (например, платежное поручение), но и первичный документ, подтверждающий приобретение товара.

Таким документом может являться товарная накладная (форма ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), накладная на отпуск материалов на сторону (форма М-15, утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), товарно-транспортная накладная (форма 1-Т, утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78), иной документ, содержащий все необходимые реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в том числе подпись представителя поставщика товаров (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ).

Если организация не располагает указанными документами, то она не может подтвердить факт приобретения товаров, в связи с чем одно из условий принятия к вычету сумм НДС, уплаченных поставщику, является невыполненным. Поэтому в рассматриваемой ситуации действия налоговых органов являются правомерными.

Следует отметить, что существующая арбитражная практика также говорит о том, что наличие документов, подтверждающих приобретение товаров, является обязательным условием для принятия к вычету НДС, уплаченного поставщику этих товаров (Постановления ФАС МО от 16.03.2005, 09.03.2005 N КА-А40/1531-05-П, ФАС СЗО от 26.08.2005 N А56-7946/2005, ФАС ЗСО от 15.12.2004 N Ф04-8644/2004(6728-А45-31)).

В отдельных случаях суды указывают на то, что условием для применения налоговых вычетов является не наличие первичных документов, а факт принятия к учету приобретенных товаров, поэтому отсутствие товарных накладных не является основанием для отказа в применении вычетов (Постановление ФАС ЗСО от 17.08.2005 N Ф04-5454/2005(13913-А27-25). Однако, по нашему мнению, такие выводы не соответствуют действующему законодательству, поскольку принять товар на учет можно только на основании соответствующего первичного документа (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Кроме того, необходимость представления первичных документов прямо предусмотрена ст. 172 НК РФ.

А. П.Кошелев

Издательство "Главная книга"

19.12.2005