Является ли достаточным обоснованием выемки налоговым органом подлинников документов непредставление налогоплательщиком документов, необходимых для проведения налоговой проверки, по запросу налогового органа?

Ответ: В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

А в соответствии со ст. 89 НК РФ при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами.

Важно отметить: в акте о выемке документов должны быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.

Статья 94 НК РФ говорит о том, что выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Исходя из смысла ст. 94 НК РФ можно сделать вывод о том, что налоговый орган может ограничиться выемкой копий необходимых документов. Если для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

Таким образом, одним из основных требований при проведении выемки подлинников документов является обязательное наличие у налогового органа оснований полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

В законодательстве не дается разъяснений понятию "достаточные основания". Это понятие включается в разряд оценочных, а потому определяется судом в каждом отдельно взятом случае - в зависимости от обстоятельств дела. В каждом конкретном случае необходима оценка в совокупности всех материалов по делу, позволяющих оценить намерения налогоплательщика уничтожить, скрыть, исправить или заменить документы, подтверждающие совершение им налоговых правонарушений.

Тем не менее в данной ситуации можно предположить, что, поскольку налогоплательщик фактически отказался представить документы по требованию, налоговый орган был вправе произвести выемку документов. Однако, осуществляя выемку подлинников документов, налоговый орган обязан был обосновать недостаточность выемки копий, а также указать в постановлении и протоколе выемки на основания допущения того, что подлинники могут быть уничтожены или сокрыты. Если указанные операции налоговым органом осуществлены не были, его действия нельзя считать правомерными.

В. Н.Быков

ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания"

16.12.2005