Организация является собственником нескольких зданий. Основным видом деятельности является сдача нежилых помещений в аренду с правом субаренды
По договору аренды организация передает все здания в аренду нескольким крупным арендаторам.
Основными обязанностями крупных арендаторов являются:
- оптимальное использование этих площадей;
- осуществление мероприятий, направленных на поддержание их в исправном состоянии;
- осуществление правопорядка в зданиях;
- работа с мелкими арендаторами: заключение договоров субаренды с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, распределение площадей между субарендаторами: на обособленные секции, в которых обслуживаются покупатели, торговые места без зала обслуживания и т. п.
Организация, являясь собственником этих зданий, не обладает информацией, каким образом крупные арендаторы сдают в аренду субарендаторам указанные секции и торговые места. Кроме того, в разные периоды количество как торговых мест, так и указанных секций, сданных арендаторами в субаренду, может меняться. В связи с этим возникают два вопроса.
1. Подпадает ли в данной ситуации с 1 января 2006 г. деятельность организации под ЕНВД на основании пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ведь фактически предметом договора аренды являются нежилые помещения с указанием литер объекта, его местонахождения и площади? Кроме того, в технических паспортах указано назначение зданий - торговая деятельность.
2. Возникает ли у арендаторов обязанность начисления ЕНВД по переданным в субаренду обособленным секциям, в которых есть площади для обслуживания посетителей? То есть подпадает ли данный вид деятельности под пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 декабря 2005 г. N 03-11-04/3/171
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении предпринимательской деятельности по предоставлению недвижимого имущества в аренду и сообщает следующее.
С 1 января 2006 г. согласно новой редакции п. 2 ст. 346.26 Кодекса, который дополнен пп. 13, на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может переводиться деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
При этом под торговым местом согласно ст. 346.27 Кодекса следует понимать место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
Таким образом, здание, сооружение и другие аналогичные объекты не могут быть признаны стационарным торговым местом для целей применения единого налога на вмененный доход в отношении указанного в пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Кодекса вида предпринимательской деятельности.
Согласно ситуации, изложенной в письме, организация является собственником нескольких зданий. Основным видом деятельности является сдача в аренду указанных зданий с правом субаренды крупным арендаторам.
Учитывая изложенное, деятельность организации по передаче в аренду зданий с правом субаренды крупным арендаторам с 1 января 2006 г. не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
На уплату единого налога на вмененный доход могут переводиться организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест в местах организации торговли, не имеющих торговых залов.
Статьей 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, отнесены крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты. К ней относятся также автовокзалы, железнодорожные вокзалы, административные и учебные здания, поликлиники и другие объекты, имеющие стационарные торговые места.
Деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест в указанных стационарных объектах может переводиться на уплату единого налога на вмененный доход. Это относится и к передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в культурных и (или) выставочных центрах, на время проведения в них выставок, ярмарок и других мероприятий.
Также могут переводиться на уплату единого налога на вмененный доход рынки и торговые центры, осуществляющие передачу во временное владение и (или) пользование конструктивно обособленных торговых секций, не отнесенных правоустанавливающими и инвентаризационными документами к магазинам и павильонам.
Обращаем внимание на то, что если в аренду хозяйствующим субъектам передаются стационарные торговые места с правом передачи их в субаренду, единый налог на вмененный доход должны уплачивать и сама организация-арендодатель, и лица, арендующие торговые места с целью их передачи в субаренду.
Если торговые места в отдельные дни не будут использоваться и оплата за период их неиспользования арендаторами не будет производиться, то в соответствии с новой редакцией ст. 346.29 Кодекса налоговая база по единому налогу на вмененный доход может быть скорректирована коэффициентом К2, учитывающим фактический период времени осуществления деятельности.
При этом в случае, если в переданных в аренду стационарных торговых местах правоустанавливающими и инвентаризационными документами выделены залы обслуживания посетителей, то в соответствии со ст. 346.27 Кодекса указанные объекты относятся к стационарной торговой сети, имеющей залы обслуживания посетителей, и подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А. И.ИВАНЕЕВ
13.12.2005