По результатам аттестации рабочих мест установлено, что часть работников организации занята на работах с вредными условиями труда. При этом наименования профессий (должностей) работников не соответствуют указанным в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22. Начальник отдела кадров указывает, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О работодатель обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск, если по результатам аттестации рабочих мест признано, что работник работает во вредных (опасных) условиях труда, вне зависимости от того, содержится ли должность (профессия) работника в Списке N 298/П-22. Руководитель организации не согласен и ссылается на Информационное письмо Минтруда России от 13.02.2013, в котором указывается, что работодатель может предоставлять одну или несколько компенсаций за работу с вредными (опасными) условиями труда, в связи с чем работодатель полагает, что предоставление дополнительного отпуска в данном случае - право, а не обязанность работодателя. Правомерна ли позиция работодателя?

Ответ: Позиция работодателя неправомерна. Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее семи календарных дней всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, является обязанностью работодателя.

Обоснование: Согласно ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее семи календарных дней.

Кроме того, до настоящего времени действует Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, которым утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Список).

Вместе с тем Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О "По жалобе гражданина Силантьева Петра Иосифовича на нарушение его конституционных прав статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации" установлено, что дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Позиция, изложенная в Информационном письме Минтруда России от 13.02.2013 "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870", согласно которой до реализации поручения, указанного в п. 2 Постановления Правительства РФ N 870, работодатель, руководствуясь ст. ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда с учетом финансово-экономического положения работодателя, противоречит Определению Конституционного Суда РФ N 135-О.

В рассматриваемой ситуации работодатель должен руководствоваться указанным Определением, поскольку оценка правовой нормы, которую дал Конституционный Суд РФ, является обязательной как для законодателя, так и для правоприменителя, в данном случае - работодателя (см., например, ч. 1 п. 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 27.02.2003 N 1-П, п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 N 6-П).

В связи с изложенным работодатель обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными аттестацией рабочих мест по условиям труда.

Ю. А.Гефтер

Образовательное учреждение профсоюзов

высшего профессионального образования

"Академия труда и социальных отношений"

30.09.2013