В результате творческой деятельности работника в рамках трудовых отношений был создан рекламный слоган для продукции организации. Является ли рекламный слоган объектом авторского права?

Ответ: Ввиду отсутствия в правоприменительной практике единого мнения по вопросу отнесения рекламного слогана к объектам авторских прав заинтересованным лицам, очевидно, придется отстаивать ту или иную точку зрения в суде. При этом отмечаем, что арбитражные суды, как правило, исходят из того, что лицо, заявляющее авторское право на рекламный слоган, должно доказать, что такой слоган является самостоятельным объектом авторского права, который обладает всеми признаками, присущими, с точки зрения закона, авторскому произведению, и, в случае отсутствия таких доказательств, отказывают в удовлетворении иска.

Обоснование: Перечень объектов авторских прав содержится в ст. 1259 Гражданского кодекса РФ. Рекламный слоган указанной статьей в качестве объектов авторского права прямо не предусмотрен. Однако отмечаем, что указанный перечень является открытым.

При этом необходимо учитывать, что из п. 5 ст. 1259 ГК РФ также не следует, что на рекламные слоганы не распространяются авторские права.

Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, следует учитывать, что по смыслу ст. ст. 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Таким образом, как следует из вышеуказанной позиции Верховного Суда РФ, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Противоположная же точка зрения может быть доказана в суде.

Однако отмечаем, что арбитражная практика по аналогичным делам, напротив, исходит из того, что лицо, заявляющее о наличии авторского права на рекламный слоган, должно доказать, что такой слоган является самостоятельным объектом авторского права, и, в случае отсутствия таких доказательств, рекламный слоган объектом авторского права не признается (Определения ВАС РФ от 11.03.2011 N ВАС-2305/11 по делу N А51-14695/2009, от 15.06.2010 N ВАС-5413/10 по делу N А41-11030/09, от 25.01.2013 N ВАС-123/13 по делу N А76-22385/2011).

Следовательно, ввиду отсутствия в правоприменительной практике единого мнения по данному вопросу заинтересованным лицам, очевидно, придется отстаивать ту или иную точку зрения в суде. При этом отмечаем, что арбитражные суды, как правило, исходят из того, что лицо, заявляющее авторское право на рекламный слоган, должно доказать, что такой слоган является самостоятельным объектом авторского права, и, в случае отсутствия таких доказательств, отказывают в удовлетворении иска.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

30.09.2013