Подлежит ли организация административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, если она не применяет контрольно-кассовую технику при приеме от населения металлолома?

Ответ: Статья 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм Закона N 54-ФЗ следует вывод, что при приеме от населения металлолома применять ККТ нужно.

Такая позиция подтверждается, в частности, Письмами ФНС России от 17.05.2005 N 22-3-11/868@, МНС России от 09.04.2004 N 33-0-11/281.

В то же время арбитражные суды при рассмотрении споров по данному вопросу вставали на сторону налогоплательщика.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2005 N А13-13149/04-08АП суд пришел к следующему выводу: "...действие Закона о ККТ распространяется на денежные расчеты, связанные с получением наличных денежных средств за реализованные товары (услуги), при осуществлении торговых операций или оказании услуг, в процессе которых производится продажа товаров (оказание услуг) предприятиями, реализующими эти товары (услуги).

Отношения, возникающие при приеме организацией цветных металлов, носят иной характер, поскольку денежные средства выплачиваются физическим лицам, осуществляющим продажу металлолома, покупателем которых является организация.

Как следует из диспозиции ст. 14.5 КоАП РФ, указанной нормой предусмотрено привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа организаций торговли либо иных организаций, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей при отсутствии установленной информации об изготовителе либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Таким образом, объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в том, что виновный осуществляет продажу, реализацию товаров, работ, услуг без применения контрольно-кассовой техники.

В данном случае судом сделан правильный вывод о том, что прием организацией цветного металла с оплатой его стоимости по своей сути является предусмотренным ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договором купли-продажи, по которому физическое лицо выступает продавцом, а организация - покупателем, осуществляющим оплату приобретенного им товара.

Статья 14.5 КоАП РФ не предусматривает ответственности за действия, совершение которых вменено в вину организации".

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2005 по делу N А13-12437/04-27АП.

В то же время необходимо отметить, что Президиум ВАС РФ придерживается по этому вопросу противоположной позиции. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 N 12126/04 сделан следующий вывод: "В соответствии с абзацем 13 пункта 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.

Таким образом, деятельность общества по приему металлолома от населения не является деятельностью, осуществление которой возможно без применения контрольно-кассовой техники".

Таким образом, учитывая требования Закона N 54-ФЗ, позицию налоговых органов и Президиума ВАС РФ, если организация не применяет контрольно-кассовую технику при приеме от населения металлолома, она подлежит административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

14.11.2005