В результате проведения операции возврата денежных сумм покупателю по неиспользованным (ошибочно пробитым) кассовым чекам по данным фискального отчета и данным кассовой книги возникло расхождение сумм полученной торговой организацией выручки. При налоговой проверке организация представила акт о возврате денежных средств по форме N КМ-3, однако первоначальный чек к акту приложен не был. В связи с этим инспекция привлекла общество и его генерального директора как должностное лицо к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Правомерны ли действия инспекции?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 8 ноября 2005 г. N 09-24/81476

Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

На основании Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением ККТ, утвержденных Письмом ЦБ РФ от 18.08.1993 N 51, проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится следующим образом: между собой сравниваются выручка по данным, отраженным в фискальном отчете ККТ, сумма выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и отраженной в журнале кассира-операциониста, и данные кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию.

Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

В соответствии со ст. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. При осуществлении наличных расчетов с населением организации обязаны применять ККТ.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или уполномоченного лица и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата (п. 13 Порядка).

Согласно п. п. 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу кассир делает записи в кассовую книгу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 утверждены Типовые правила эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила).

В соответствии с п. 4.2 Типовых правил чеки ККТ на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только по чеку, выданному в данной кассе, и при наличии на нем подписи директора или его заместителя.

На сумму возврата члены комиссии оформляют акт о возврате товара по форме N КМ-3 в одном экземпляре. Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию (где они должны храниться при текстовых документах за данное число). Суммы, выплаченные по возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в журнал кассира-операциониста в графу 15 (по форме N КМ-4), и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.

Подобная операция делается и в случае ошибки кассира-операциониста при вводе большей суммы и невозможности погашения чека в течение смены.

Возврат денег по истечении рабочего дня и закрытии выручки на операционной кассе осуществляется из главной кассы предприятия в установленном порядке.

При несоблюдении вышеперечисленных требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом, организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки фактически допускает неоприходование части выручки.

На основании п. 6.1 Типовых правил при закрытии предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец рабочего дня определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

Как следует из представленных документов, акт о возврате денежных средств был оформлен. Однако к нему приложили не первоначальный ошибочно пробитый кассовый чек, а чек о возврате. Первоначальный чек по возвращенной сумме хранился отдельно и был представлен в инспекцию после рассмотрения административного дела. Представленный чек подтверждает факт правомерного уменьшения выручки на сумму возврата денежных средств покупателю.

Следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, что согласно п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, привлечение общества и его генерального директора к административной ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ неправомерно.

И. о. руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Н. В.СИНИКОВА

08.11.2005