Организация оказывает услуги по химической чистке. При оформлении услуги химчистки пиджака приемщица выдала клиенту бланк строгой отчетности. Вправе ли инспекция привлечь организацию к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за оказание услуг химчистки без применения ККТ, выразившегося в непробитии чека?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 27 октября 2005 г. N 09-24/77640

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) определено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 (далее - Постановление N 171) утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (далее - Положение).

В соответствии с п. п. 2 и 3 Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее - бланки). Формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, ЦБ РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

На основании п. 2 Постановления N 171 формы бланков строгой отчетности, утвержденные согласно ранее установленным требованиям, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным данным Постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.

Письмом от 20.04.1995 N 16-00-30-33 Минфин России утвердил форму бланка строгой отчетности N БО-5 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции" для учета наличных денежных средств, поступающих в качестве оплаты за оказание услуг химической чистки.

Как следует из представленных материалов, 5 июля 2005 г. при оформлении услуги по химической чистке пиджака на сумму 360 руб. приемщица приемного пункта химчистки, принадлежащего организации, оформила и выдала клиенту квитанцию по форме N БО-5, в которой имеется подпись заказчика. При получении готового заказа и фактической оплаты на сумму 360 руб. за выполненную работу 11 июля квитанция была предъявлена в приемный пункт. Кроме того, по просьбе клиента приемщица выписала ему товарный чек на сумму 360 руб.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение ККТ" разъяснен следующий момент. Так, до момента издания Правительством РФ соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравненных к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение ККТ.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствует событие административного правонарушения, что в соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, привлечение инспекцией к административной ответственности организации в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ неправомерно.

И. о. руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Н. В.СИНИКОВА

27.10.2005