Организация состоит на учете в Московской территориальной налоговой инспекции. За несвоевременное представление в налоговую инспекцию налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 г. территориальной налоговой инспекцией было вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности, а также к административной ответственности был привлечен руководитель организации, причем протокол об административном нарушении был составлен старшим государственным налоговым инспектором

Статьей 108 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации, однако данная статья не устанавливает должностных лиц налоговых органов, имеющих право составлять протоколы об административных нарушениях. Просим разъяснить, кто из должностных лиц налоговых органов вправе составлять протоколы об административных нарушениях и каким документом это установлено.

Ответ: Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены гл. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В соответствии со ст. 107 Кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Статья 108 Кодекса устанавливает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, причем согласно п. 4 данной статьи привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Статья 114 Кодекса определяет понятие налоговой санкции и ее применения, согласно которому налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Там же указано, что налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 Кодекса.

Глава 16 Кодекса устанавливает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Согласно ст. 119 Кодекса непредставление налоговой декларации является налоговым правонарушением, за которое установлена ответственность.

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ введен Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) постановил давать арбитражным судам следующие разъяснения (п. 2 Постановления).

При решении вопроса о соотношении положений КоАП и части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судам необходимо иметь в виду следующее.

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст. ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Поскольку в силу гл. 15, 16 и 18 Кодекса в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Кодексом.

Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица налоговых органов - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.3 - 15.9, 15.11, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, т. е. нормы Кодекса и КоАП, налоговые органы за непредставление в срок, предусмотренный п. 7 ст. 243 Кодекса, декларации по единому социальному налогу (за 2004 г. - не позднее 30 марта 2005 г.) вправе привлечь организацию - плательщика ЕСН к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса, а руководителя организации также и к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.5 КоАП РФ.

Пунктом 4 ст. 28.3 установлено, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Приказом ФНС России от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@ (зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2005 N 6941) (далее - ФНС России) утвержден Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а именно: в центральном аппарате ФНС России; в межрегиональных инспекциях ФНС России; в управлениях ФНС России; в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня, т. е. в территориальных налоговых органах.

Согласно вышеназванному Приказу в инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня протоколы об административных нарушениях уполномочены составлять:

- руководитель инспекции;

- заместитель руководителя инспекции;

- начальник отдела;

- заместитель начальника отдела;

- главный государственный налоговый инспектор;

- старший государственный налоговый инспектор;

- государственный налоговый инспектор;

- должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

До вступления в силу вышеназванного Приказа Перечень должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был установлен Приказом МНС России от 17.10.2003 N БГ-3-06/547, причем категории должностей налоговых органов по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня, уполномоченных составлять протоколы об административных нарушениях, как в действующем Перечне, так и в утратившем силу остались неизменны.

В данных перечнях присутствует должность старшего государственного налогового инспектора, и, следовательно, составление протокола об административном(ых) правонарушении(ях) старшим государственным налоговым инспектором территориальной налоговой инспекции, в которой состоит на налоговом учете организация, является обоснованным.

Л. В.Комарова

Советник налоговой службы РФ

II ранга

27.10.2005