Узбекская компания оказывает российской компании (ЗАО) услуги по проведению маркетинговых исследований на транспортном рынке и агентированию тоннажа железнодорожных грузовых перевозок

В соответствии со ст. 161 НК РФ ЗАО обязано выступить в качестве налогового агента, а значит, исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС в случае выплаты денежных средств иностранному лицу.

В частности, узбекская компания представила акт выполненных работ и счет-фактуру по оказанным услугам.

При перечислении денежных средств по указанному счету-фактуре ЗАО исчисляет НДС по ставке 18% и уплачивает его в бюджет в день перечисления. Узбекской компании перечисляется сумма вознаграждения за минусом удержанного НДС. При этом в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ ЗАО, как налоговый агент, имеет право на вычет уплаченной суммы налога.

Просим разъяснить, правомерны ли действия ЗАО по исчислению и уплате НДС?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 октября 2005 г. N 03-04-08/304

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по проведению маркетинговых исследований на транспортном рынке и агентированию тоннажа железнодорожных грузовых перевозок, оказываемых иностранной компанией на основании агентского договора, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, место реализации маркетинговых и агентских услуг определяется на основании пп. 5 п. 1 данной статьи по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 данной статьи установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Таким образом, местом реализации услуг по проведению маркетинговых исследований на транспортном рынке и агентированию тоннажа железнодорожных грузовых перевозок, оказываемых иностранной компанией на основании агентского договора, территория Российской Федерации не является, и, соответственно, такие услуги не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступающим в силу с 1 января 2006 г., предусмотрено определение места реализации маркетинговых услуг по месту нахождения покупателя таких услуг.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

27.10.2005