Одним из документов, который организация должна представить для получения отсрочки по уплате налога, является договор поручительства

Организация вместе с поручителем обратилась в Управление ФНС России с письменным заявлением с просьбой о заключении договора поручительства. Из Управления пришел отказ в заключении договора поручительства.

В каких случаях налоговый орган имеет право отказать в заключении договора поручительства?

Ответ: Пунктом 2 ст. 61 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном гл. 9 Налогового кодекса Российской Федерации.

Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, уполномоченных принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, может производиться при наличии поручительства (п. 5 ст. 61 НК РФ).

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем (п. 2 ст. 74 НК РФ).

В целях реализации положений гл. 9 НК РФ ФНС России издан Приказ от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127, которым утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени (далее - Порядок).

Налоговый орган может отказать в заключении договора поручительства, если есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем, а также в случае выявления налоговым органом недобросовестности налогоплательщика или поручителя (абз. 3 п. 12 Порядка).

Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик предпримет меры по уходу от налогообложения, рекомендуется понимать одно из нижеследующих оснований:

наличие на балансе налогоплательщика движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;

наличие на балансе налогоплательщика дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более чем одного квартала;

размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пеней), в том числе отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика;

получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика скрыться;

анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика от явки в налоговый орган, срочная распродажа имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика на счетах других юридических лиц;

иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста, в том числе: неисполнение налогоплательщиком решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки; получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога; получение налоговым органом сведений о фактах неуплаты косвенных налогов за прошлые налоговые периоды или о фактах необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета; несовпадение местонахождения имущества организации должника с его юридическим адресом; руководитель организации должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации; юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода, и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

К. В.Анатолити

Советник налоговой службы РФ

III ранга

26.10.2005