Организация осуществляет производство и реализацию периодических печатных изданий. Часто возникает ситуация, при которой часть тиража определенного номера остается не реализованной потребителям до выхода нового номера, что приводит к ее моральному устареванию

Согласно пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе потери в виде стоимости морально устаревшей продукции средств массовой информации (СМИ), списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции СМИ, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания.

Пунктом 21 ст. 250 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов стоимости продукции СМИ, подлежащей замене при ее возврате либо при ее списании по основаниям, предусмотренным пп. 43, 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.

По нашему мнению, производитель продукции СМИ вправе учесть при реализации понесенные затраты на изготовление и реализацию тиража в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. Если часть тиража издания возвращается покупателями, то налогоплательщик обязан учесть 100% стоимости этой части тиража в составе внереализационных доходов (так как ранее эти затраты учитывались в составе расходов). При этом, если печатные издания далее утилизируются по причинам, указанным в пп. 43, 44 п. 1 ст. 264 НК РФ (в том числе и при моральном устаревании), потери в пределах 10% от стоимости соответствующего тиража могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

С учетом изложенного просим разъяснить, каким образом учитываются в составе прочих расходов в целях налогообложения прибыли потери, предусмотренные пп. 44 п. 1. ст. 264 НК РФ, и на какую величину подлежат увеличению внереализационные доходы организации при возврате морально устаревшей продукции СМИ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 октября 2005 г. N 03-03-04/1/299

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета потерь от списания морально устаревшей продукции средств массовой информации и сообщает следующее.

Из письма следует, что организацией осуществляется производство и реализация периодических печатных изданий. При этом часто возникает ситуация, при которой часть тиража определенного номера остается не реализованной потребителям до выхода нового номера, что приводит к ее моральному устареванию.

Подпунктом 44 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено включение в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в данном подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходов на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.

Расходом признается, в частности, стоимость периодических печатных изданий, не реализованных в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания.

Одновременно в соответствии с п. 21 ст. 250 Кодекса доходы в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным пп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 Кодекса, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.

Таким образом, в установленных случаях законодательством предусмотрено восстановление при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на производство и реализацию продукции средств массовой информации, ранее списанных в расходы, уменьшающие налоговую базу.

Обобщая отдельные положения гл. 25 Кодекса, учитывающие специфику деятельности организаций, осуществляющих производство и реализацию продукции средств массовой информации, необходимо отметить следующее.

Такие организации вправе включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, затраты по производству и реализации печатной продукции согласно положениям соответствующих статей Кодекса.

При возврате покупателями продукции либо при списании продукции СМИ по основаниям, предусмотренным пп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 Кодекса, затраты на производство и реализацию указанной продукции подлежат восстановлению путем включения в состав внереализационных доходов. При этом организация вправе учесть в составе прочих расходов расходы на изготовление указанной продукции в пределах 10% от стоимости соответствующего тиража, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

26.10.2005