ЗАО просит разъяснить порядок применения пп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 9, п. п. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 1 ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" исходя из их системного толкования в связи со следующей сложившейся ситуацией

В течение 1996 - 1997 гг. ЗАО от своего имени и за свой счет приобретало ценные бумаги. Приобретение ценных бумаг оформлялось: договорами купли-продажи ценных бумаг, в которых сторонами оговаривались количество передаваемых акций и их цена; платежными поручениями, подтверждавшими оплату ценных бумаг; выписками по депозитарному счету ЗАО, подтверждавшими передачу акций от продавца к покупателю.

ЗАО в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оформило в своем учете хозяйственные операции по приобретению акций, то есть отразило покупную стоимость ценных бумаг на основании вышеуказанных оправдательных документов (первичных учетных документов).

Руководствуясь п. п. 7 и 8 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 26.12.1994 N 170 (действовавшего в 1996 - 1997 гг.), на основании информации, содержащейся в первичных учетных документах, были произведены записи в регистрах бухгалтерского учета, а затем информация о хозяйственных операциях, произведенных за определенный период времени, из регистров бухгалтерского учета была перенесена в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

Достоверность бухгалтерской отчетности ЗАО за 1996 - 1997 гг. подтверждается аудиторскими заключениями.

В 2001 г. приобретенные ценные бумаги были реализованы, покупная стоимость реализованных ценных бумаг отнесена на затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль ЗАО 2001 г., в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Руководствуясь данными бухгалтерского учета (бухгалтерских регистров) в силу п. 1 ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1, согласно которому сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно, ЗАО исчислило налог на прибыль.

Имея в 2001 г. в наличии первичные учетные документы, которые подтверждали хозяйственные операции по приобретению акций в 1996 и 1997 гг. и на основании которых была сформирована балансовая стоимость акций в регистрах бухгалтерского учета, ЗАО вместе с этим руководствовалось тем, что первичные учетные документы являются основанием для формирования именно данных регистров бухгалтерского учета, а для определения налоговой базы используются данные регистров бухгалтерского учета.

Достоверность бухгалтерской отчетности ЗАО за 2001 г. также подтверждается аудиторским заключением.

В 2003 г. ЗАО уничтожило договоры купли-продажи ценных бумаг, платежные поручения и выписки со счетов депо в связи с истечением срока их хранения.

В связи с вышеизложенным ЗАО просит разъяснить два вопроса.

1. Вправе ли было ЗАО в 2003 г. уничтожить первичные учетные документы, то есть по истечении четырехлетнего срока с момента их использования при формировании данных регистров бухгалтерского учета, как документы, подтверждающие понесенные расходы?

2. Правомерно ли считать, что данные бухгалтерского учета (бухгалтерские регистры), как документы, необходимые ЗАО в 2001 г. для исчисления и уплаты налога на прибыль с операций по реализации ценных бумаг, то есть до истечения четырехлетнего срока с момента их использования, ЗАО обязано хранить до 2006 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 октября 2005 г. N 03-03-04/2/83

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу сроков хранения первичных документов, связанных с обращением ценных бумаг, для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.

Детальные сроки хранения документов по их видам утверждены Росархивом 06.10.2000 в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.

Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) предусмотрена обязанность организации хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Подпунктами 5 и 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также в течение четырех лет обеспечить сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы).

Полагаем, что течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с п. п. 2.1.8 и 2.3 Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ" документы бухгалтерского учета общества хранятся не менее пяти лет. В случае проведения проверки (ревизии) документы с временным сроком хранения, имеющие отношение к проведению проверки (ревизии), хранятся до принятия (вынесения) окончательного решения, если указанное решение принимается (выносится) после истечения установленного для них срока хранения.

Исследуя практику арбитражных судов, можно сделать вывод, что уничтожение документов по истечении указанного срока хранения является правом, а не обязанностью организации.

Между тем содержащееся в Законе требование о наличии первичных документов для подтверждения факта совершения хозяйственной операции подлежит безусловному исполнению налогоплательщиком.

Учитывая изложенное и исходя из обстоятельств, указанных в письме, полагаем, что налоговые органы при проведении налоговой проверки вправе истребовать документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и подтверждающие полученные доходы и произведенные расходы, в пределах, установленных пп. 8 п. 1 ст. 23 Кодекса, срока хранения таких документов.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А. И.ИВАНЕЕВ

18.10.2005