Организация вне места своего нахождения оборудует рабочие места на длительный срок. При этом на данных рабочих местах работают не работники организации, а привлеченные по договору предоставления персонала со сторонней организацией рабочие. Должна ли организация вставать на учет в налоговых органах в связи с созданием обособленного подразделения?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение организация должна встать на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Заявление о постановке на учет подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

При этом судами высказывалось мнение о том, что обязанность по постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения возникает у организации только с момента оборудования по месту нахождения подразделения хотя бы одного рабочего места. Под оборудованием рабочего места понимается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (Постановление ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160).

Понятие стационарного рабочего места не предусмотрено в налоговом законодательстве, поэтому в данном случае на основании п. 1 ст. 11 НК РФ должно использоваться понятие, предусмотренное ст. 209 Трудового кодекса РФ. Она устанавливает, что рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Как правило, по договору предоставления персонала работники находятся в трудовых отношениях с предоставляющей организацией, а организация, получающая персонал, обязуется предоставлять таким работникам рабочие места и уплачивать определенную сумму предоставляющей организации.

В данном случае получающей персонал организацией оборудованы рабочие места, следовательно, ей необходимо встать на учет в налоговых органах в связи с созданием обособленного подразделения.

Однако возможна и другая точка зрения на данную ситуацию. Она основана на следующих аргументах. Поскольку понятие рабочего места проистекает из трудового законодательства, то неприменимо к лицам, привлекаемым к работе по договорам гражданско-правового характера. А создание обособленного подразделения предполагает создание рабочих мест и прием работников по трудовому договору. В данном же случае трудовых отношений между работниками и получающей персонал организацией не возникает, несмотря на то что она создает для таких работников условия труда. Следовательно, у получающей персонал организации не возникает обособленного подразделения с точки зрения Налогового кодекса РФ. Не возникает такого подразделения и у предоставляющей персонал организации, поскольку она не оборудует рабочие места.

Вместе с тем следует отметить, что российское законодательство не предусматривает такого договора, как договор предоставления персонала. В силу этого правовой статус данного договора формируется исключительно в судебной практике. Так, по мнению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, заключение данного договора не противоречит закону, а сам договор представляет собой иной, хотя и не предусмотренный нормами Гражданского кодекса РФ, но и не противоречащий ему гражданско-правовой договор (п. 2 ст. 421 ГК РФ, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2004 N А56-20964/03). Однако существует опасность того, что отношения между персоналом и получившей его организацией будут признаны в судебном порядке трудовыми, поскольку их фактический характер соответствует трудовым отношениям (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2004 N А66-6278-03). При этом не имеет значения отсутствие между персоналом и получившей его организацией трудовых договоров, поскольку основанием возникновения трудовых отношений может являться фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен (ст. 16 Трудового кодекса РФ).

Признание отношений между персоналом и получившей его организацией трудовыми повлечет признание наличия у организации обособленного подразделения и обязанности постановки на учет по месту его нахождения.

Таким образом, в силу отсутствия достаточного правового регулирования договора предоставления персонала ситуация является спорной, и вероятность того, что налоговые органы расценят деятельность организации как приводящую к созданию обособленного подразделения, достаточно велика. Организация, избирая тот или иной вариант действий, должна учитывать все последствия принятия решения, в том числе и неблагоприятные. В случае если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать их в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст. 137, 138 НК РФ). Однако в силу того, что арбитражная практика по представленной в вопросе проблеме достаточно невелика и противоречива, предсказать, какое решение примет суд, мы не беремся.

А. И.Дыбов

Издательство "Главная книга"

03.10.2005