Организация-поручитель оформила и подписала договор поручительства с Управлением ФНС России по субъекту РФ по поводу предоставления налогового кредита по НДС заинтересованной организации
Однако указанный договор по непонятным причинам был дополнительно направлен Управлением ФНС России на рассмотрение в ФНС России.
Разъясните, пожалуйста, правомерно ли поступило Управление ФНС России?
Ответ: Главой 9 Налогового кодекса РФ установлены основные положения, связанные с изменением срока уплаты налога и сбора, а также пени.
Статьей 61 НК РФ определены общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени.
Согласно п. 5 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в ст. 63 НК РФ, может производиться под залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ либо при наличии поручительства в соответствии со ст. 74 НК РФ, если иное не предусмотрено гл. 9 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 65 НК РФ договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Приказом ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127 (зарегистрирован в Минюсте России 20.05.2005 N 6604), изданным в соответствии с гл. 9 НК РФ, утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени (далее - Порядок).
Согласно п. 7 Порядка договор поручительства, в соответствии со ст. 74 НК РФ, оформляется между налоговым органом и поручителем.
Договор поручительства со стороны налоговых органов уполномочены рассматривать и оформлять управления ФНС России по субъектам Российской Федерации либо межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - налоговые органы) (п. 8 Порядка).
Следует обратить внимание на то, что Порядок устанавливает различную процедуру оформления поручительства в зависимости от суммы поручительства.
Так, в соответствии с п. 13 Порядка налоговые органы, указанные в п. 8, самостоятельно рассматривают и оформляют поручительство в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем, если сумма поручительства не превышает 20 млн руб.
Договор поручительства, подписанный обеими сторонами, где сумма поручительства более 20 млн руб., направляется на рассмотрение и согласование в Федеральную налоговую службу на основании положений п. 14 Порядка.
Таким образом, налоговый орган (Управление ФНС России по субъекту РФ) поступил правомерно, направив договор поручительства на согласование в ФНС России, в случае, если сумма поручительства составила более 20 млн руб.
О. А.Королева
Советник налоговой службы
II ранга
26.09.2005