Юридическое лицо намерено обратиться в Управление ФНС России субъекта РФ по месту своего нахождения с заявлением о предоставлении налогового кредита по налогу на прибыль организаций в связи с угрозой банкротства юридического лица в случае единовременной выплаты им указанного налога
Юридическое лицо имеет поручителя.
Просим разъяснить порядок обращения юридического лица и поручителя в УФНС России с просьбой о предоставлении налогового кредита.
Ответ: Основные положения, связанные с изменением срока уплаты налога и сбора, а также пени, установлены гл. 9 Налогового кодекса РФ.
Статьей 61 НК РФ установлены общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени.
Согласно п. 5 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в ст. 63 НК РФ, может производиться под залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ либо при наличии поручительства в соответствии со ст. 74 НК РФ, если иное не предусмотрено гл. 9 НК РФ.
Порядок и условия предоставления налогового кредита установлены ст. 65 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 65 НК РФ налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пп. 1 - 3 п. 2 ст. 64 НК РФ.
Так, согласно пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ основанием может быть факт угрозы банкротства заинтересованного в налоговом кредите лица в случае единовременной выплаты им налога.
Приказом ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127 (зарегистрирован в Минюсте России 20.05.2005 N 6604), изданным в соответствии с гл. 9 НК РФ, утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени (далее - Порядок).
Согласно п. 10 Порядка для оформления договора поручительства налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением по установленной форме (Приложения N N 4 и 5 к Приказу ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127) в Управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации либо в межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Пункт 11 Порядка устанавливает, что при рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговые органы должны проанализировать финансовое состояние поручителя, убедиться в отсутствии задолженности поручителя перед бюджетной системой Российской Федерации и его платежеспособности.
Результаты рассмотрения возможности заключения договора поручительства налоговые органы сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления в соответствующий налоговый орган (п. 12 Порядка).
При положительном заключении договор подписывается в пятидневный срок.
Налоговый орган может отказать в заключении договора поручительства, если есть достаточные основания полагать, что налогоплательщик может предпринять меры по уходу от налогообложения в результате договоренности с поручителем, а также в случае выявления налоговым органом недобросовестности налогоплательщика или поручителя.
О. А.Королева
Советник налоговой службы
II ранга
26.09.2005